Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 октября 2008 г. N Ф09-7473/08-С3
Дело N А07-3994/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2008 по делу N А07-3994/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан "Лесцентр" (правопреемник государственного учреждения Вельский лесхоз Республики Башкортостан, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительными решений инспекции от 01.02.2008 N 86973 и от 28.11.2007 N 5253 (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 03.06.2008 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 01.02.2008 N 86973 в части взыскания суммы 147370 руб. 66 коп. и решение от 28.11.2007 N 5253 в части взыскания суммы 138857руб. 68 коп. признаны недействительными.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, указывая на взыскание оспариваемых сумм в судебном порядке в рамках дела N А07-1575/08, аннулирование решения от 01.02.2008 N 86973.
Отзыва на кассационную жалобу предприятием не представлено.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес предприятия направлены требования об уплате налогов, сборов, пени, штрафа от 13.12.2007 N 4185 со сроком исполнения до 02.01.2008, от 19.09.2007 N 2754 со сроком исполнения до 09.10.2007. В связи с неисполнением указанных требований, налоговым органом вынесены решения от 01.02.2008 N 86973 и от 28.11.2007 N 5253 о взыскании налогов, пеней за счет имущества предприятия.
Не согласившись с решениями налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что для данного налогоплательщика Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен исключительно судебный порядок взыскания задолженности по налогам, пеням, штрафам.
Вывод суда основан на материалах дела, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 45 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования") в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 Кодекса.
При этом исходя из подп. 1 п. 2 ст. 45 Кодекса с организации, у которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Пунктом 8 ст. 45 Кодекса предусмотрено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, имущество предприятия находится в республиканской собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Следовательно, исходя из п. 2 и 8 ст. 45 Кодекса взыскание с предприятия налога и пеней может производиться только в судебном порядке.
Кроме того, согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованным выводам о том, что в отношении данного налогоплательщика не предусмотрен бесспорный порядок взыскания недоимки по налогам и пеням с его бюджетных счетов или за счет иного его имущества, а их взыскание может быть произведено только в судебном порядке. Предусмотренный ст. 46, 47 Кодекса порядок осуществления налоговым органом бесспорного взыскания с организации недоимки по налогам и пеням в рассматриваемом случае не подлежит применению.
Выводы суда и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Ссылка инспекции на аннулирование решения от 01.02.2008 N 86973 не может быть принята во внимание, поскольку отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным (п. 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2008 по делу N А07-3994/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, имущество предприятия находится в республиканской собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Следовательно, исходя из п. 2 и 8 ст. 45 Кодекса взыскание с предприятия налога и пеней может производиться только в судебном порядке.
Кроме того, согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованным выводам о том, что в отношении данного налогоплательщика не предусмотрен бесспорный порядок взыскания недоимки по налогам и пеням с его бюджетных счетов или за счет иного его имущества, а их взыскание может быть произведено только в судебном порядке. Предусмотренный ст. 46, 47 Кодекса порядок осуществления налоговым органом бесспорного взыскания с организации недоимки по налогам и пеням в рассматриваемом случае не подлежит применению.
...
Ссылка инспекции на аннулирование решения от 01.02.2008 N 86973 не может быть принята во внимание, поскольку отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным (п. 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации")."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2008 г. N Ф09-7473/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника