Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 октября 2008 г. N Ф09-7470/08-С3
Дело N А07-2540/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2009 г. N 1087/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2009 г. N 1085/09
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2009 г. N Ф09-7476/08-С3
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 1085/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 1087/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2008 г. N Ф09-7476/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2008 по делу N А07-3062/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению, так как в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, в связи с чем присутствие в судебном заседании суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не является обязательным.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Республике Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению "Хайбуллинский лесхоз" Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерству природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании задолженности в размере 1380041 руб. 32 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2008 произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Республике Башкортостан на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан (далее - инспекция). Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2008 произведена замена государственного учреждения учреждению "Хайбуллинский лесхоз" Республики Башкортостан на государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан "Лесцентр" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2008 (резолютивная часть от 29.05.2008) заявленные требования удовлетворены частично: с предприятия взысканы пени по налогу на имущество организаций в сумме 261 руб. 48 коп., пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в ФСС РФ, в сумме 548 руб. 03 коп., пени по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, в сумме 471 руб. 88 коп., пени по налогу на прибыль, зачисляемому в ФБ, в сумме 137 руб. 63 коп., пени по транспортному налогу с организаций в сумме 457 руб. 43 коп., пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, в сумме 259 руб. 54 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на соблюдение срока для обращения в суд.
Отзывов на кассационную жалобу не представлено.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес предприятия направлены требования об уплате недоимки, пени и штрафа в общей сумме 1380041 руб. 32 коп., неисполнение которых в добровольном порядке послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из пропуска инспекцией срока давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок.
Вывод суда основан на материалах дела, исследованных с соблюдением требований ст. 65, 71, ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует законодательству о налогах и сборах.
На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
В силу абз. 2 п. 5 ст. 46 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Согласно поди. 1 п. 2 ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007) взыскание задолженности с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Из приведенных норм права, а также п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 следует, что Налоговым Кодексом Российской Федерации не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеням, с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам предоставлено не было. Право на взыскание с бюджетного учреждения задолженности по налогам и пеням может быть реализовано инспекцией только в судебном порядке.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц -шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
В соответствии со ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в отношении сумм, предъявленных к взысканию, инспекцией пропущен шестимесячный срок давности взыскания задолженности в судебном порядке.
При таких обстоятельствах с учетом правового статуса учреждения и пропуском инспекцией срока взыскания задолженности в судебном порядке, суд правомерно отказал в удовлетворении требований в указанной части.
Выводы суда и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат. Довод инспекции о соблюдении срока для обращения в суд за взысканием с предприятия задолженности по налогам в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок давности, отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2008 по делу N А07-2540/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
В соответствии со ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
...
Выводы суда и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат. Довод инспекции о соблюдении срока для обращения в суд за взысканием с предприятия задолженности по налогам в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок давности, отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2008 г. N Ф09-7470/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст настоящего постановления приводится с учетом поправок, внесенных Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2008 г. N Ф09-7470/08-С3