Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 октября 2008 г. N Ф09-7859/08-С5
Дело N А76-25427/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Челябметрострой" (далее - общество "Челябметрострой") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2008 по делу N А76-25427/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Главного контрольного управления Челябинской области - Подшивалов Ю.И. (доверенность от 09.01.2008 N 3).
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество "Челябметрострой" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению муниципального заказа администрации г. Челябинска, муниципальному унитарному предприятию Управление строительства метрополитена и транспортных сооружений "Челябметротрансстрой" (далее - предприятие "Челябметротрансстрой"), обществу с ограниченной ответственностью "Энергомаш" (далее - общество "Энергомаш"), третьи лица - Главное контрольное управление Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "Челябинский дорожно-транспортный проектный институт" (далее - общество "Челябинскдортранспроект"), администрация г. Челябинска, Управление дорожного хозяйства администрации города Челябинска, о признании недействительным состоявшегося 12.10.2007 открытого конкурса N 07-238 на поставку оборудования надшахтного комплекса стройплощадок строительства метрополитена в г. Челябинске и признании недействительным муниципального контракта от 26.10.2007 N 127-07-П, заключенного между предприятием "Челябметротрансстрой" и обществом "Энергомаш".
Решением суда от 12.05.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Челябметрострой" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ч. 2 ст. 69, ч. 1 ст. 71, ч. 5 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Как установлено судами, Управление муниципального заказа администрации г. Челябинска в Бюллетене Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска N 58 (414) от 07.09.2007 опубликовало сообщение о проведении 12.10.2007 в 10-00 час. открытого конкурса на поставку оборудования надшахтного комплекса стройплощадок строительства метрополитена в г. Челябинске.
Извещение о проведении конкурса содержало сведения о заказчике, уполномоченном органе, предмете муниципального контракта, сроках поставки, начальной (максимальной) цене контракта, критериях оценки заявок на участие в конкурсе, порядке предоставления конкурсной документации, месте приема заявок на участие в конкурсе, дате и времени вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, сайте, на котором можно было получить документацию по конкурсу.
В указанном конкурсе приняли участие общество с ограниченной ответственностью "Стройметрокомплект", общество "Челябметрострой", общество "Энергомаш".
По итогам заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе N 07-238 победителем признано общество "Энергомаш".
По результатам открытого конкурса N 07-238 между предприятием "Челябметротрансстрой" (заказчиком) и обществом "Энергомаш" (исполнителем) заключен муниципальный контракт от 26.10.2007 N 127-07-П на поставку оборудования надшахтного комплекса стройплощадок строительства метрополитена в г. Челябинске.
Между Управлением дорожного хозяйства администрации г. Челябинска (Управлением), предприятием "Челябметротрансстрой" (заказчиком) и обществом "Энергомаш" (исполнителем) заключен договор 29.10.2007 N 128-07-КВ об использовании капитальных вложений на поставку оборудования по объекту: "Строительство первого пускового участка линии метрополитена от станции "Тракторозаводская" до станции "Проспект Победы" в г. Челябинске, в том числе: пусковой комплекс от станции "Комсомольская площадь" до станции "Торговый центр", в соответствии с условиями которого Управление поручает, заказчик принимает на себя обязательства по выполнению функций заказчика по объекту, а исполнитель принимает на себя обязательства по поставке оборудования надшахтного комплекса стройплощадок строительства метрополитена в г. Челябинске в сроки и порядке, определенном муниципальным контрактом от 26.10.2007 N 127-07-П, заключенным между заказчиком и исполнителем на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 16.10.2007 N 3-О.
Истец обратился в Главное контрольное управление Челябинской области с жалобой на бездействие предприятия "Челябметротрансстрой", действия конкурсной комиссии по отбору поставщика оборудования надшахтного комплекса стройплощадок строительства метрополитена в г. Челябинске.
Решением Главного контрольного управления Челябинской области от 02.11.2007 N 06-11/25Р действия предприятия "Челябметротрансстрой" признаны нарушающими ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), действия Управления муниципального заказа администрации г. Челябинска - нарушающими ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ, действия конкурсной комиссии по отбору поставщиков оборудования надшахтного комплекса - нарушающими ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ.
Истец обратился с иском в суд, полагая, что при проведении открытого конкурса предприятием "Челябметротрансстрой", Управлением муниципального заказа администрации г. Челябинска и конкурсной комиссией были допущены нарушения ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 12, ч. 1, 2, п. 2 ч. 4 ст. 22, ч. 1, 2 ст. 23, ч. 1, 2 ст. 24, ч. 3 ст. 25, ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, подп. 2 п. 24 Порядка формирования, размещения и исполнения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Челябинска, утвержденного Постановлением Главы г. Челябинска от 21.02.2006 N 85-п "О мерах по совершенствованию системы муниципального заказа", что привело к нарушению его прав и законных интересов как участника размещения заказа.
Суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание недействительными торгов влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено в материалы дела доказательств наличия оснований для признания недействительным конкурса N 07-238, в связи с чем муниципальный контракт N 127-07-П от 26.10.2007 не может быть признан недействительным.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной пришел к правомерному выводу о том, что при проведении конкурса N 07-238 на заключение муниципального контракта имели место нарушения положений ст. 1, ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 24, п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Закона N 94-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 1.1 статьи 29 указанного Закона
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание содержание п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которого реализация права на подачу иска о признании недействительными торгов должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.
Из материалов дела видно, что муниципальный контракт на момент рассмотрения дела в арбитражном суде фактически исполнен (акты приема-передачи оборудования, акты приема-передачи технической документации, товарно-транспортные накладные, платежные поручения).
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции верно заключил, что фактическое исполнение муниципального контракта на момент рассмотрения дела в арбитражном суде влечет объективную невозможность защиты прав истца, поскольку его права не могут быть восстановлены посредством признания муниципального контракта недействительным, так как возвращение сторон в первоначальное положение невозможно.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у судов не имелось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как они уже являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2008 по делу N А76-25427/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябметрострой" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание недействительными торгов влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной пришел к правомерному выводу о том, что при проведении конкурса N 07-238 на заключение муниципального контракта имели место нарушения положений ст. 1, ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 24, п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Закона N 94-ФЗ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание содержание п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которого реализация права на подачу иска о признании недействительными торгов должна повлечь восстановление нарушенных прав истца."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2008 г. N Ф09-7859/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника