Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 октября 2008 г. N Ф09-7974/08-С2
Дело N А50-6518/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ординскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Трясциной Любови Анатольевны (далее - судебный пристав-исполнитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по делу N А50-6518/08 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель судебного пристава-исполнителя и Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - Кузнецов С.В. (доверенности от 17.07.2008, 01.07.2008 б/н).
Представители Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ординском районе Пермского края (далее - учреждение) и муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ординское" (далее - страхователь, предприятие) в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 08.02.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Отказ в возбуждении исполнительного производства и возврат постановления от 19.09.2007 N 2 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - предприятия мотивирован тем, что решением Арбитражного суда Пермского края от 28.04.2004 предприятие признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, поэтому, по мнению судебного пристава-исполнителя, постановление от 19.09.2007 N 2 должно быть предъявлено к исполнению конкурсному управляющему для удовлетворения требований за счет конкурсной массы.
Оспаривая ненормативный правовой акт судебного пристава-исполнителя учреждение указало на то, что отказ в возбуждении исполнительного производства не соответствует положениям Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми у судебного пристава-исполнителя отсутствуют основания для отказа в возбуждении исполнительного производства и возвращения исполнительного документа по причине открытия в отношении должника конкурсного производства.
К участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ординское", Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Решением суда от 06.06.2008 в удовлетворении заявления отказано, поскольку в соответствии со ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента открытия конкурсного производства в отношении должника исполнение исполнительных документов осуществляется конкурсным управляющим должника, а не судебным приставом-исполнителем. Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что вынесение судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления не могло нарушить прав учреждения как взыскателя, поскольку применение судебным приставом-исполнителем мер принудительного взыскания задолженности в отношении должника, находящегося на стадии конкурсного производства, запрещено Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с решением суда, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 решение суда отменено, постановление судебного пристава-исполнителя признано недействительным.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, судебный пристав-исполнитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению судебного пристава-исполнителя, судом применены нормы права без учета положений Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, выслушав представителя судебного пристава, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст. 25 и 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" постановление территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов относится к исполнительным документам.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Правовым основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства послужил п. 8 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в котором указано, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, поскольку, по мнению судебного пристава-исполнителя, в силу положений Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" исполнительный документ подлежит предъявлению конкурсному управляющему.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 8 части 1 статьи 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Между тем, в силу п. 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
Названной норме корреспондирует норма абз. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" из которой следует, что с даты признания должника банкротом и открытия конкурсного производства судебный пристав-исполнитель направляет конкурсному управляющему лишь те исполнительные документы, исполнение по которым окончено в силу этого закона, за исключением, в том числе, требований по текущим платежам.
В данном случае по постановлению от 19.09.2007 N 2 со страхователя взыскиваются текущие платежи, являющиеся таковыми в силу положений ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", образовавшиеся на стадии конкурсного производства, которые в силу положений п. 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" подлежат исполнению службой судебных приставов.
Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя правомерно признано судом апелляционной инстанции недействительным.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по делу N А50-6518/08 Арбитражного суда Пермского края ставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ординскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Трясциной Любови Анатольевны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Названной норме корреспондирует норма абз. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" из которой следует, что с даты признания должника банкротом и открытия конкурсного производства судебный пристав-исполнитель направляет конкурсному управляющему лишь те исполнительные документы, исполнение по которым окончено в силу этого закона, за исключением, в том числе, требований по текущим платежам.
В данном случае по постановлению от 19.09.2007 N 2 со страхователя взыскиваются текущие платежи, являющиеся таковыми в силу положений ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", образовавшиеся на стадии конкурсного производства, которые в силу положений п. 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" подлежат исполнению службой судебных приставов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2008 г. N Ф09-7974/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника