Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 октября 2008 г. N Ф09-8020/08-С1
Дело N А60-7470/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2008 по делу N А60-7470/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Безденежных С.Ш. (доверенность от 17.10.2008 N 45-юр).
Представители индивидуального предпринимателя Кирилловой Ирины Анатольевны (далее - предприниматель, заявитель), участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 25.03.2008 N 395852 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 29.05.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению налогового органа, на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), а значит, нарушение этого порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, выраженного в неоприходовании предпринимателем в кассу денежной наличности, является административным правонарушением. Податель жалобы также указывает на то, что Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, на которых возложена обязанность по оприходованию в кассу денежной наличности.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка по вопросу полноты оприходования в кассу предпринимателя наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов с населением за период с 01.01.2007 по 27.02.2008.
В ходе проверки установлено расхождение между данными фискального отчета и книгой учета доходов и расходов на сумму 13555 руб. 20 коп. Данная сумма, полученная предпринимателем 27.02.2008, в книге учета доходов и расходов не отражена, что, по мнению инспекции, свидетельствует о неоприходовании данной суммы в кассу. Расхождений между данными фискального отчета и книги кассира-операциониста не выявлено.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 17.03.2008 N 3, протокол об административном правонарушении от 17.03.2008 N 328534, на основании которых инспекцией вынесено постановление от 25.03.2008 N 395852 о привлечении предпринимателя к административной ответственности; предусмотренной ст. 15.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб.
Полагая, что данное постановление инспекции незаконно, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о недоказанности инспекцией наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого ему правонарушения. При этом суды исходили из того, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения, по ведению кассовой книги и оформлению документов учета кассовых операций.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 15.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Таким образом, объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Из материалов проверки видно, что предпринимателю вменяется в вину нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу предпринимателя денежной наличности, полученной от реализации товаров 27.02.2008 на сумму 13555 руб. 20 коп.
В силу п. 1, 3 Порядка ведения кассовых операций иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме обязаны предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, то есть юридические лица. Предприниматели без образования юридического лица согласно ст. 23, 48 Гражданского кодекса Российской Федерации таковыми не являются.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
В соответствии с п. 2 названного постановления указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Следовательно, Порядок ведения кассовых операций не распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей.
Несоответствие выручки в фискальном отчете сумме выручки, обозначенной в книге учета доходов и расходов, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса. Книга учета доходов и расходов является документом налогового учета, в которой отражаются хозяйственные операции, и неполное отражение полученных предпринимателем денежных средств в этой книге не может рассматриваться как нарушение порядка работы с денежной наличностью.
При таких обстоятельствах суды, сделав вывод о недоказанности инспекцией наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса, правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление инспекции.
С учетом вышеизложенного доводы инспекции, приведенные в жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются как основанные на неправильном применении норм материального права.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2008 по делу N А60-7470/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
В соответствии с п. 2 названного постановления указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Следовательно, Порядок ведения кассовых операций не распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей.
Несоответствие выручки в фискальном отчете сумме выручки, обозначенной в книге учета доходов и расходов, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса. Книга учета доходов и расходов является документом налогового учета, в которой отражаются хозяйственные операции, и неполное отражение полученных предпринимателем денежных средств в этой книге не может рассматриваться как нарушение порядка работы с денежной наличностью.
При таких обстоятельствах суды, сделав вывод о недоказанности инспекцией наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса, правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление инспекции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2008 г. N Ф09-8020/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника