Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 ноября 2008 г. N Ф09-8052/08-С2
Дело N А76-3633/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.06.2008 по делу N А76-3633/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 3" (далее - больница N 3, учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 20.12.2007 N 23.
Названное решение принято на основании справки от 17.12.2007 N 23, составленной по результатам проведенной проверки по вопросам организации учета и хранения родовых сертификатов, обоснованности их выдачи, а также обоснованности предъявления к оплате талонов родовых сертификатов учреждением здравоохранения за период с 01.06.2007 по 31.10.2007.
В ходе проверки учреждение выявило факт оказания больницей N 3 платных услуг, в том числе предоставление женщинам палат повышенной комфортности, что позволило сделать вывод о том, что учреждением здравоохранения необоснованно предъявлено к оплате 186 талонов родовых сертификатов при одновременном оказании данным медицинским учреждением платных услуг женщинам, предъявившим сертификаты.
В связи с чем решением от 20.12.2007 N 23 не приняты расходы, в частности, в сумме 1116000 руб. за медицинские услуги по 186 родовым сертификатам и в ноябре 2007 г. уменьшено финансирования на названную сумму.
Оспаривая ненормативный правовой акт учреждения, больница N 3 указала на то, что в силу действующего законодательства оснований для отказа в оплате родовых сертификатов у учреждения не имелось.
Решением суда от 18.06.2008 заявление удовлетворено частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части отказа в принятии расходов в сумме 1116000 руб. за медицинские услуги по 186 родовым сертификатам.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления больницы N 3 полностью, полагая, что учреждения родовспоможения не вправе предъявлять к оплате талоны родовых сертификатов при оказании на платной основе сервисных услуг, поскольку спорные услуги входят в родовой сертификат.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, гражданам Российской Федерации предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программами государственных гарантий. Одной из таких государственных программ является система родовых сертификатов, позволяющая оказать учреждениям здравоохранения дополнительную финансовую поддержку, стимулирующую их на оказание более качественных медицинских услуг.
В соответствии с положениями Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" Фонд за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности из расчета 3000 руб., в период родов и в послеродовом периоде - 6000 руб. за каждую пациентку, получившую медицинскую помощь.
Согласно п. 10 Порядка и условий оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и выдаче женщинам родовых сертификатов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.01.2007 N 33, оплата родильным домам услуг в период родов и в послеродовой период производится региональными отделениями Фонда социального страхования на основании талона N 2 родового сертификата в сумме 6000 руб. на каждую женщину. Пунктом 17 названного Порядка предусмотрено, что талоны родовых сертификатов не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда социального страхования за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе и в рамках добровольного медицинского страхования.
Исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 186 женщинам за плату предоставлялись палаты повышенной комфортности. Между тем предоставление пациентам палат повышенной комфортности является дополнительной услугой немедицинского характера, не входит в стоимость родовых сертификатов, а, следовательно, не входит в стоимость тех медицинских услуг, которые оказываются учреждением в рамках родовых сертификатов.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о том, что учреждение здравоохранения, оказав женщинам в период родов и в послеродовой период платные услуги, не совершало действий, направленных на получение повторной оплаты за такие услуги за счет средств учреждения.
Действующее законодательство в области здравоохранения, как обоснованно указали суды, не содержит запрета на предоставление государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения платных услуг одновременно с гарантированным объемом бесплатной помощи.
Кроме того, в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.07.2007 N 15-4/1360-09, на которое ссылается заявитель кассационной жалобы, также подтверждается право учреждений здравоохранения предоставлять платные немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги; пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительное питание; транспортные и другие услуги).
Таким образом, решение учреждения в оспариваемой части правомерно признано судами недействительным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.06.2008 по делу N А76-3633/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 10 Порядка и условий оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и выдаче женщинам родовых сертификатов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.01.2007 N 33, оплата родильным домам услуг в период родов и в послеродовой период производится региональными отделениями Фонда социального страхования на основании талона N 2 родового сертификата в сумме 6000 руб. на каждую женщину. Пунктом 17 названного Порядка предусмотрено, что талоны родовых сертификатов не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда социального страхования за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе и в рамках добровольного медицинского страхования.
...
Действующее законодательство в области здравоохранения, как обоснованно указали суды, не содержит запрета на предоставление государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения платных услуг одновременно с гарантированным объемом бесплатной помощи.
Кроме того, в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.07.2007 N 15-4/1360-09, на которое ссылается заявитель кассационной жалобы, также подтверждается право учреждений здравоохранения предоставлять платные немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги; пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительное питание; транспортные и другие услуги)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2008 г. N Ф09-8052/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника