Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 октября 2008 г. N Ф09-7889/08-С3
Дело N А07-6182/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2008 по делу N А07-6182/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус" (далее - общество) - Султанова И.А. (доверенность от 01.07.2008 N 01/07).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе в выдаче свидетельства о регистрации 16-ти игровых столов, а также об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав общества путем выдачи соответствующего свидетельства (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2008 заявление общества удовлетворено. Бездействие инспекции, выразившееся в отказе в выдаче свидетельства о регистрации 16-ти игровых столов от 11.04.2008 N 20-04/2/29837 по заявлению о регистрации от 01.04.2008, признано незаконным. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав общества путем выдачи свидетельства о регистрации 16-ти игровых столов по указанному заявлению.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, 01.04.2008 обществом в инспекцию направлено заявление о регистрации 16-ти игровых столов по месту установки: г. Уфа, пр. Октября, 81.
Инспекция в письме от 11.04.2008 N 20-04/2/29837 отказала обществу в регистрации игровых столов на основании п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ), согласно которого с 01.01.2007 игорные заведения могут быть открыты только в игорных зонах, в перечень которых Республика Башкортостан не включена. Кроме того, инспекция указала, что прекращение организаторами деятельности в залах игровых автоматов и открытие по данным адресам казино фактически означает открытие нового игорного заведения.
Считая отказ инспекции в регистрации игровых автоматов незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что принадлежащее обществу игорное заведение соответствует требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, в связи с чем пришел к выводу о том, что общество вправе на основании п. 1 ст. 16 указанного закона продолжить деятельность до 30.06.2009.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч. 1, 3-5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При этом согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Согласно п. 6 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика заявления о регистрации объекта налогообложения (изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Из материалов дела видно, что общество в помещении, расположенном по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 81, осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр по виду - зал с использованием игровых автоматов и было постановлено на налоговый учет по месту осуществления такой деятельности 29.12.2006, что подтверждено соответствующим уведомлением инспекции. В материалы дела также представлена заверенная копия решения администрации городского округа г. Уфа от 29.06.2007 о согласовании с обществом мест размещения объектов игорного бизнеса по указанному адресу с реквизитами лицензий на право занятия такой деятельностью.
Исходя из этого, а также с учетом исследования представленных обществом бухгалтерских балансов по состоянию на 01.01.2007, 01.01.2008, 01.04.2008, договоров аренды и технических паспортов, списков сотрудников, договоров купли-продажи игровых столов от 30.01.2008 и сертификатов соответствия игровых столов суды пришли к выводу о соответствии игорного заведения общества всем требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. 1, 3-5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали подтвержденным право общества на продолжение своей деятельности до 30.06.2009 на основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Таким образом, суды, руководствуясь положениями ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о неправомерном отказе инспекцией обществу в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес по заявлению от 01.04.2008.
Ссылка инспекции на Закон Республики Башкортостан от 28.06.2007 N 437-3, которым на территории Республики Башкортостан с 01.01.2008 введен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов правомерно признана судами неосновательной, поскольку указанный запрет касается именно игорных автоматов, наличие которых у общества на момент возникновения спорных отношений не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2008 по делу N А07-6182/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно, что общество в помещении, расположенном по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 81, осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр по виду - зал с использованием игровых автоматов и было постановлено на налоговый учет по месту осуществления такой деятельности 29.12.2006, что подтверждено соответствующим уведомлением инспекции. В материалы дела также представлена заверенная копия решения администрации городского округа г. Уфа от 29.06.2007 о согласовании с обществом мест размещения объектов игорного бизнеса по указанному адресу с реквизитами лицензий на право занятия такой деятельностью.
Исходя из этого, а также с учетом исследования представленных обществом бухгалтерских балансов по состоянию на 01.01.2007, 01.01.2008, 01.04.2008, договоров аренды и технических паспортов, списков сотрудников, договоров купли-продажи игровых столов от 30.01.2008 и сертификатов соответствия игровых столов суды пришли к выводу о соответствии игорного заведения общества всем требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. 1, 3-5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали подтвержденным право общества на продолжение своей деятельности до 30.06.2009 на основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Таким образом, суды, руководствуясь положениями ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о неправомерном отказе инспекцией обществу в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес по заявлению от 01.04.2008.
Ссылка инспекции на Закон Республики Башкортостан от 28.06.2007 N 437-3, которым на территории Республики Башкортостан с 01.01.2008 введен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов правомерно признана судами неосновательной, поскольку указанный запрет касается именно игорных автоматов, наличие которых у общества на момент возникновения спорных отношений не выявлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 октября 2008 г. N Ф09-7889/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст настоящего постановления приводится с учетом поправок, внесенных Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2008 г. N Ф09-7889/08-С3