Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 октября 2008 г. N Ф09-7915/08-С5
Дело N А71-2461/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - муниципальное учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2008 по делу N А71-2461/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители муниципального учреждения - Борнякова Е.Р. (доверенность от 28.02.2008 N 25-д), Черепанова Ю.И. (доверенность от 28.12.2007 N 141-д).
Муниципальное унитарное предприятие "Горкоммунтеплосеть" (далее - предприятие "Горкоммунтеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению о взыскании 23150518 руб. 75 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную по договору от 01.01.2006 N 2.
Решением суда от 25.06.2008 с муниципального учреждения в пользу предприятия "Горкоммунтеплосеть" взыскано 23080206 руб. 41 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, муниципальное учреждение просит указанные судебные акты отменить в части и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами ст. 1, 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", п. 2 Постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 22.11.2007 N 14/2. Заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку получателями тепловой энергии в жилых домах, указанных в приложении N 1 к договору от 01.01.2006 N 2, является население, применению подлежит тариф, установленный для населения, - 587,60 руб./Гкал.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, 01.01.2006 между предприятием "Горком-мунтеплосеть" (поставщик) и муниципальным учреждением заключен договор N 2 на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды (с протоколом разногласий и урегулирования разногласий), по условиям которого поставщик через присоединенную сеть подает на объекты муниципального учреждения согласно приложению N 1 к договору тепловую энергию для отопления и горячую воду, а муниципальное учреждение организует транспортировку тепловой энергии и горячей воды в границах балансовой принадлежности, оплачивает поданную тепловую энергию, холодную воду для целей горячего водоснабжения, по действующим тарифам.
Согласно п. 5.2 договора плата за тепловую энергию производится в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным, платежным поручением, векселями или другими ценными бумагами на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком, с указанием за какой период производится оплата; расчетным периодом считается месяц.
Предприятие "Горкоммунтеплосеть", полагая, что муниципальным учреждением не исполнены надлежащим образом обязательства по оплате полученной в январе-феврале 2008 г. теплоэнергии и холодной воды для целей горячего водоснабжения (не оплачены счета-фактуры от 31.01.2008 N 134, N 135, от 29.02.2008 N 286, 287, 291), обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что количество потребленной в спорный период тепловой энергии, холодной воды для целей горячего водоснабжения и размер задолженности по их оплате подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, поэтому требования предприятия "Горкоммунтеплосеть" о взыскании 23080206 руб. 41 коп. задолженности за спорный период подлежат удовлетворению. При этом судами признан правомерным расчет суммы задолженности за поставленную тепловую энергию исходя из тарифа 726,83 руб./Гкал и отклонены доводы ответчика о необходимости применения тарифа, установленного для населения.
Вывод судов соответствует действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 22.11.2007 N 14/2 утвержден и введен в действие с 01.01.2008 тариф на тепловую энергию, отпускаемую предприятием "Горкоммунтеплосеть" для муниципального учреждения на нужды населения в размере 726,83 руб./Гкал (без НДС).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 24.01.2008 N 1/16 в постановление от 22.11.2007 N 14/2 внесены изменения, пункт 1 изложен в следующей редакции: "утвердить и ввести в действие тариф на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным предприятием "Горкоммунтеплосеть" для общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" на нужды населения в размере 726,83 руб./Гкал (без НДС).
Как установлено судами, изменение редакции п. 1 постановления тарифного органа произошло в связи с началом процедуры заключения договора на поставку тепловой энергии между муниципальным предприятием "Горкоммунтеплосеть" и обществом "Удмуртские коммунальные системы". Между тем, данный договор заключен не был. Поставка тепловой энергии осуществлялась на основании договора от 01.01.2006 N 2, заключенного между истцом и ответчиком, который не расторгнут. Обязательства по поставке тепловой энергии истцом выполнены в полном объеме. Муниципальным учреждением доказательств, свидетельствующих об оплате потребленной в спорный период тепловой энергии и холодной воды, в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оснований для отказа в иске у суда не имелось.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при расчете стоимости подлежащей оплате теплоэнергии следует применять тариф, установленный для населения, - 587,60 руб./Гкал (п. 2 постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 22.11.2007 N 14/2), отклоняются по следующим основаниям.
Тариф, установленный для населения, подлежит применению при определении цены договоров, заключенных между предприятием "Горкоммунтеплосеть" (поставщиком) и гражданами (потребителями).
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела письма Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, от 23.06.2008 года N 01-16/589 и от 18.07.2008 года N 01-16/688, суды указали, что тариф, установленный для категории потребителей население не подлежит применении к правоотношениям сторон.
Таким образом, судом правомерно применен тариф на тепловую энергию в размере 726,83 руб./Гкал (без НДС). Соответствующая величина тарифа была установлена как в первоначальной редакции п. 1 постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 22.11.2007 N 14/2 (для муниципального учреждения), так и в новой редакции постановления тарифного органа от 22.11.2007 N 14/2 (для общества "Удмуртские коммунальные системы").
Кроме того, отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальному учреждению, не может освобождать ответчика от обязанности оплатить фактически принятое им в спорный период количество энергии.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2008 по делу N А71-2461/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при расчете стоимости подлежащей оплате теплоэнергии следует применять тариф, установленный для населения, - 587,60 руб./Гкал (п. 2 постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 22.11.2007 N 14/2), отклоняются по следующим основаниям.
...
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела письма Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, от 23.06.2008 года N 01-16/589 и от 18.07.2008 года N 01-16/688, суды указали, что тариф, установленный для категории потребителей население не подлежит применении к правоотношениям сторон.
Таким образом, судом правомерно применен тариф на тепловую энергию в размере 726,83 руб./Гкал (без НДС). Соответствующая величина тарифа была установлена как в первоначальной редакции п. 1 постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 22.11.2007 N 14/2 (для муниципального учреждения), так и в новой редакции постановления тарифного органа от 22.11.2007 N 14/2 (для общества "Удмуртские коммунальные системы")."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2008 г. N Ф09-7915/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника