Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8306/08-С1
Дело N А07-4047/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Фирма Универсам" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2008 по делу N А07-4047/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Прокуратура Кировского района г. Уфы (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -Кодекс).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2008 заявленное требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 100000 руб. с конфискацией алкогольной продукции - водки "Парламент Перец", емкость 0,7 л, крепость 40%, изготовитель закрытое акционерное общество "Фирма "Урожай" г. Балашиха, дата розлива 25.04.2006 г., акцизные марки N 002495698277, 002495698275, 0024956982 (согласно акту описи товаров от 03.03.2008 N 2257).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела. По мнению общества, судами не исследовались обстоятельства и доказательства по данному делу, имеющие важное юридическое значение для правильного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, также не исследовался вопрос объективной стороны административного правонарушения, поскольку несоответствие ГОСТу установлено на основании экспертных исследований. Кроме того, судами не был исследован вопрос о полномочиях лиц, производивших плановую проверку.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция Республики Башкортостан по обеспечению контроля за оборотом и качеством продовольственных товаров и защите прав потребителей (далее - Госпродинспекция).
Как следует из материалов дела, 03.03.2008 Госпродинспекцией совместно с прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения обществом требований законодательства о защите прав потребителей, положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в принадлежащем обществу магазине "Универсам", расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рабкоров, д. 20.
В ходе проверки установлен факт осуществления розничной продажи в указанном магазине алкогольной продукции (водка "Парламент Перец", емкость 0,7 л, крепость 40%, дата розлива 25.04.2006, производитель закрытое акционерное общество "Фирма "Урожай" (Московская обл., г. Балашиха), номера фед. спец. марок: 002495703218, 002495698262, 002495698263, 002495703208, 002495698264, 002495698277, 002495698275, количество 7 бутылок, цена 280 руб.; водка "Парламент Перец", емкость 0,5 л, крепость 40%, дата розлива 03.08.2006, производство закрытое акционерное общество "Фирма "Урожай", (Московская обл., г. Балашиха), номер фед. спец. марки 002336630466, количество 1 бутылка, цена 207 руб.; армянский коньяк "Авшар Ардвин", 7 лет, емкость 0,25 л, крепость 40%, дата розлива 19.10.2006, производство общество с ограниченной ответственностью "Авшарский винный завод" (Армения), номера акцизных марок 00151762691, 00151763009, количество 2 бутылки, цена 330 руб.), не соответствующей требованиям государственных стандартов с осадком в виде обильных кристаллов и белых хлопьев, о чем составлены акт от 03.03.2008 N 002257, акт получения образцов от 03.03.2008 N 000573 для лабораторных исследований в количестве 7 бутылок (л.д. 21).
Согласно описи товаров от 03.03.2008 N 2257 другая часть продукции - 3 бутылки водки "Парламент перец" с посторонними включениями оставлена на ответственное хранение заведующей отделом Султановой Р.Б. (л.д. 16).
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем прокурора Кировского района г. Уфы вынесено постановление от 03.03.2008 о возбуждении производства об административном правонарушении проведении административного расследования и направлении алкогольной продукции для проведения исследований в Испытательный центр Госпродинспекции РБ по адресу: г. Уфа, ул. Ст. Халтурина, 28 (л.д. 6).
По результатам проверки заместителем прокурора Кировского района г. Уфы вынесено постановление от 17.03.2008 о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении общества по ст. 6.14 Кодекса.
В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса прокуратура обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Административная ответственность за оборот алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, предусмотрена ст. 6.14 Кодекса.
В силу Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. В соответствии с данным законом производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов должен проводиться в соответствии с программой контроля, разработанной индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов.
Из положений законодательства следует, что общество обязано было надлежащим образом организовать и проводить своевременный производственный контроль за алкогольной продукцией, находящейся в обороте, однако не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм, допустив нахождение на реализации алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТа.
Согласно требованиям, установленным ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые" Общие технические условия", по органолептическим показателям (внешнему виду) водка должна быть прозрачной жидкостью без осадка и посторонних включений.
В соответствии с ГОСТ Р 51618-2000 "Коньяки российские" Общие технические условия" коньяки по органолептическим показателям должны быть прозрачными, с блеском, без осадка и посторонних включений.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы (письменные объяснения заместителя директора Дулатовой Ф.Ш., акт от 03.03.2008 N 002257, акт получения образцов от 03.03.2008 N 000573, постановление от 17.03.2008) и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что находящаяся в указанном магазине на реализации алкогольная продукция не соответствовала требованиям, установленным ГОСТ Р 51355-99, ГОСТ Р 51618-2000, по органолептическим показателям (внешнему виду), а именно в указанной продукции присутствовали посторонние включения в виде взвеси (л.д. 22-24).
Довод общества, изложенный в кассационной жалобе, об отсутствии его вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, правомерно отклонен судами, поскольку со стороны общества отсутствовал должный производственный контроль за алкогольной продукцией, находящейся в обороте.
В силу ч. 2 ст. 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено и обществом не отрицается, указанная алкогольная продукция находилась на реализации длительное время. В данном случае имелись явные признаки несоответствия ГОСТам по посторонним включениям и осадку в перечисленной алкогольной продукции, которые могли быть выявлены при обычном визуальном осмотре, не требующем специальных познаний в данной области, и возможность и необходимость выявления которых являлись обязанностью общества.
При таких обстоятельствах вывод судов о доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении, является обоснованным.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которым дана правильная, соответствующая нормам действующего законодательства правовая оценка. Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2008 по делу N А07-4047/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Фирма "Универсам" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административная ответственность за оборот алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, предусмотрена ст. 6.14 Кодекса.
В силу Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. В соответствии с данным законом производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов должен проводиться в соответствии с программой контроля, разработанной индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов.
...
В силу ч. 2 ст. 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8306/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника