• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8323/08-С1 Суд признал недействительным требование-предписание инспекции об устранении выявленных нарушений налогового законодательства путем уплаты налогов и пеней, поскольку в оспариваемом акте не указаны вид налога, по которому имеется задолженность, наличие или размер спорной недоимки (извлечение)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Судом верно установлено, что требование-предписание от 26.03.208 N 23, по своей природе является требованием об уплате налога, так как фактически содержит письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Вместе с тем в оспариваемом требовании-предписании отсутствуют вышеперечисленные реквизиты, в том числе, не указаны вид налога, по которому имеется недоимка или задолженность, наличие или размер недоимки.

Таким образом, обоснованным является вывод суда о несоответствии оспариваемого акта инспекции положениям Налогового кодекса.

Кроме того, с учетом ст. 1, 6, 10 Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", подп. 8, 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса, судом правомерно указано, что налоговый орган вправе требовать исполнения обязанности по уплате налога при проведение налогового, а не государственного контроля, проведение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах осуществляется в рамках налогового законодательства, и ответственность за неуплату налогов также предусмотрена Налоговым кодексом.

Так, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа на основании ст. 122 Налогового кодекса.

Однако, как правильно установлено судом, в требовании-предписании налогового органа от 26.03.2008 за неуплату налога установлена иная ответственность, а именно ответственность, предусмотренная ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Между тем, привлечение к ответственности по ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях осуществляется за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), а не налоговый контроль.

Поскольку в данном случае требование-предписание от 26.03.2008 N 23 вынесено инспекцией в рамках налогового контроля и по существу является требованием об уплате налога, ответственность за неуплату налога также должна устанавливаться нормами Налогового кодекса.

Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности юридических лиц за неисполнение обязанности по уплате налогов.

...

Доводы инспекции о наличии у нее предусмотренного законодательством права требовать от налогоплательщиков устранения нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований судом кассационной инстанции принимаются. Однако такие действия инспекции, как налогового органа, выполнение которых предусмотрено законодательством о налогах и сборах не должны осуществляться способами, предусмотренными для действий инспекции в качестве административного органа Кодексом об административных правонарушениях."


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8323/08-С1


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника