Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 ноября 2008 г. N Ф09-7832/08-С1
Дело N А76-5524/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.07.2008 по делу N А76-5524/08.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Волков Н.А. (доверенность от 15.07.2008 б/н);
Челябинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Усольцев М.В. (доверенность от 16.01.2008 N 14).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения таможни от 15.02.2008 N 25-17/1910 об отказе в выдаче документа таможенного контроля - паспорта транспортного средства (далее - ПТС) для регистрации автомобиля марки "Тойота Ленд Крузер".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Челябинской области (далее - управление), Регистрационно-экзаменационное отделение Государственной инспекции безопасности дорожногс движения Министерства внутренних дел Республики Мордовия (далее - отделение).
Решением суда от 21.07.2008 в удовлетворении заявления общества отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа общество просит указанный судебный акт отменить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, обществом на основании договора купли-продажи от 28.09.2001 был приобретен автомобиль марки "Тойота Ленд Крузер" (двигатель lfz0l15063, шасси fzs800066086).
Общество обратилось в таможню с заявлением о выдаче ПТС для регистрации указанного автомобиля в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Письмом от 15.02.2008 N 25-17/1910 таможенный орган отказал в выдаче ПТС, поскольку принадлежащий обществу автомобиль не проходил таможенного оформления.
Не согласившись с указанным решением таможни, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из законности вынесенного таможней решения.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу указанной нормы требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок регистрации транспортного средства в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения установлен Правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 (далее - правила).
Для регистрации транспортного средства кроме документов, подтверждающих право собственности на автомобиль, собственник обязан предоставить документы, указанные в п. 35 Правил регистрации автотранспортных средств, в том числе паспорт транспортного средства.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (далее - постановление N 477) паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов транспортных средств выдаются таможенными органами на незарегистрированные транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации после 01.07.1997. Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно п. 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Минпромэнерго Российской Федерации N 192, Федеральной таможенной службы Российской Федерации N 804 от 23.06.2005(далее - Положение о паспортах транспортных средств), паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
Выдача ПТС производится таможенными органами после завершения таможенного оформления ввезенного транспортного средства на имя собственника транспортного средства. Таможенное оформление предполагает обязательную уплату таможенных платежей.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что приобретенный обществом автомобиль не прошел таможенное оформление, таможенные платежи не уплачены и в установленном законом порядке паспорт транспортного средства не выдавался.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о законности действий таможенного органа, выразившихся в отказе в выдаче ПТС обществу на указанный автомобиль.
Кроме того, суд обоснованно указал на то, что обществом выбран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку таможенным органом не оспаривается право собственности общества на указанный автомобиль, а также не возложено обязанности по его таможенному оформлению и уплате таможенных платежей. При этом правомерен вывод суда о том, что поскольку отказ в выдаче ПТС таможенным органом без уплаты таможенных платежей делает невозможным эксплуатацию транспортного средства, общество не лишено возможности избрать иной гражданско-правовой способ защиты своих прав.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.07.2008 по делу N А76-5524/08 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (далее - постановление N 477) паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов транспортных средств выдаются таможенными органами на незарегистрированные транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации после 01.07.1997. Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно п. 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Минпромэнерго Российской Федерации N 192, Федеральной таможенной службы Российской Федерации N 804 от 23.06.2005(далее - Положение о паспортах транспортных средств), паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-7832/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника