Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8127/08-С3
Дело N А60-6976/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная Компания "Золотой Стандарт" (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по делу N А60-6976/08 Арбитражного суда Свердловской области. В судебном заседании приняли участие представители: общества - Иванченко Д.В. (доверенность от 09.01.2008 б/н); Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новоуральску Свердловской области (далее - инспекция) - Семеновых И.В. (доверенность от 10.01.2008 N 09-04/110).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в регистрации 50-ти игровых автоматов, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 4 "а", оформленном уведомлением от 18.03.2008 N 03-12/3210 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.05.2008 (резолютивная часть решения объявлена 15.05.2008) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 (резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2008) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неприменение судом апелляционной инстанции п. 6 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ). По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Отзыва на кассационную жалобу инспекцией не представлено.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 17.03.2008 о регистрации 50-ти игровых автоматов, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 4 "а".
Налоговый орган в письме от 18.03.2008 N 03-12/3210 уведомил общество о том, что в силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Законом.
По мнению инспекции, с 01.07.2007 объекты игорного бизнеса (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), расположенные во вновь открываемых игорных заведениях, регистрации на территории Свердловской области не подлежат.
Считая отказ инспекции в выдаче свидетельства о регистрации игровых автоматов незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что главой 29 Кодекса на налоговые органы возложена обязанность регистрации игровых автоматов по заявлению налогоплательщика и выдачи свидетельства о регистрации игровых автоматов. Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и не относится к актам налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил и в удовлетворении заявленных обществом требований отказал, исходя из правомерности действий инспекции, поскольку Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2007, деятельность по организации и проведению азартных игр (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) вне игорных зон запрещена.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным и соответствует действующему законодательству.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
Частью 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Согласно ч. 1, 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007 (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч. 1, 3-5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
С учетом того, что заявление о регистрации 50-ти игровых автоматов в игорном заведении, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 4 "а", подано обществом 17.03.2008, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, у инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу ч. 4 ст. 5 указанного закона.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку оспариваемые действия инспекции не противоречат требованиям законодательства, апелляционный суд обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по делу N А60-6976/08 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная Компания "Золотой Стандарт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 366 Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
С учетом того, что заявление о регистрации 50-ти игровых автоматов в игорном заведении, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 4 "а", подано обществом 17.03.2008, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, у инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу ч. 4 ст. 5 указанного закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8127/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника