Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8147/08-С3
Дело N А50-5215/08
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 2518/09 настоящее постановление отменено
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 мая 2009 г. N ВАС-2518/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N 2518/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Пермский завод "Машиностроитель" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2008 по делу N А50-5215/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Балчугова Л.И. (доверенность от 02.07.2007 N 887-1/46);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) - Иванченко М.В. (доверенность от 09.10.2007 N 10), Верхоланцев В.В. (доверенность от 15.01.2008 N 15).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 02.04.2008 N 14-16-11/04829ДСП об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 11.06.2008 (резолютивная часть от 09.06.2008) заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2005 год в сумме 36784 руб. и соответствующих сумм пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 (резолютивная часть от 05.08.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 13 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), положений ст. 6, 7, 8 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации), а также на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов общества, считает выводы судов законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 составлен акт от 26.02.2008 и вынесено решение от 02.04.2008 N 14-16-11/04829ДСП об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым, в частности, налогоплательщику доначислен земельный налог за 2005 год в сумме 15579520 руб. 60 коп. и пени в сумме 4015143 руб. 13 коп.
Основанием для доначисления земельного налога и пеней в оспариваемых суммах послужили выводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2005 год льготы, установленной п. 13 ст. 12 Закона о плате за землю.
Полагая, что решение инспекции в указанной части нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды исходили из наличия у налогоплательщика права на применение льготы в отношении земельного участка площадью 2200 кв.м, занятого складами мобилизационного резерва, а также из отсутствия доказательств, подтверждающих, что остальные участки, в отношении которых обществом применена льгота, используются непосредственно под хранение материальных ценностей, заложенных в мобилизационный фонд Российской Федерации.
Однако судами не учтено следующее.
В силу п. 13 ст. 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 2, ст. 6-8, ст. 14 Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации к имуществу мобилизационного назначения относятся объекты мобилизационного назначения и все виды мобилизационных резервов, необходимые для выполнения мобилизационных заданий, доводимых в установленном порядке до организаций на основании мобилизационного плана экономики Российской Федерации, а разработку мобилизационных планов и заданий организует Правительство Российской Федерации через федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии со ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 23 Кодекса на налогоплательщика возложена обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также необходимую информацию.
Положения ст. 23 Кодекса во взаимосвязи с подп. 3 п. 1 ст. 21 Кодекса предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Таким образом, для использования льгот налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие право на льготу.
Порядок оформления документов, необходимых для предоставления налоговых льгот, определен Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономразвития России, Минфином России, МНС России от 02.12.2002 N ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3 (далее - Положение).
В соответствии с Положением (п. 3.2, 3.7) для документального подтверждения права на льготу по земельному налогу организации ежегодно подготавливают перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) (форма N 3). Указанные перечни представляются на утверждение (согласование) в органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвердившие организациям мобилизационные планы. Федеральные органы исполнительной власти после учета в Минэкономразвития России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возвращают организациям согласованные и утвержденные ими формы. Получив утвержденные (согласованные) перечни, организации представляют их в налоговый орган по месту постановки на учет.
Следовательно, для подтверждения своего права на применение льгот, предусмотренных п. 13 ст. 12 Закона о плате за землю, налогоплательщик должен представить в инспекцию указанный перечень, утвержденный (согласованный) в установленном порядке.
Пунктами 3.2 и 3.7 Положения представление обществом иных документов, кроме формы N 3, для подтверждения права на льготу по земельному налогу не предусмотрено.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на балансе общества имеются объекты мобилизационных мощностей, перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, на 2005 год согласован с Федеральным космическим агентством 16.03.2005 и представлен обществом в налоговый орган.
Таким образом, все условия для применения названных льгот обществом выполнены.
Доказательств того, что иные земельные участки, указанные в перечне, не используются для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, налоговым органом не представлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.06.2008 по делу N А50-5215/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении требований.
В указанной части требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми от 02.04.2008 N 14-16-11/04829ДСП о доначислении земельного налога и пеней за 2005 год в полном объеме.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми в пользу открытого акционерного общества "Пермский завод "Машиностроитель" судебные расходы в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением (п. 3.2, 3.7) для документального подтверждения права на льготу по земельному налогу организации ежегодно подготавливают перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) (форма N 3). Указанные перечни представляются на утверждение (согласование) в органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвердившие организациям мобилизационные планы. Федеральные органы исполнительной власти после учета в Минэкономразвития России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возвращают организациям согласованные и утвержденные ими формы. Получив утвержденные (согласованные) перечни, организации представляют их в налоговый орган по месту постановки на учет.
Следовательно, для подтверждения своего права на применение льгот, предусмотренных п. 13 ст. 12 Закона о плате за землю, налогоплательщик должен представить в инспекцию указанный перечень, утвержденный (согласованный) в установленном порядке.
Пунктами 3.2 и 3.7 Положения представление обществом иных документов, кроме формы N 3, для подтверждения права на льготу по земельному налогу не предусмотрено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8147/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 2518/09 настоящее постановление отменено