Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 ноября 2008 г. N Ф09-7761/08-С3
Дело N А76-180/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2008 по делу N А76-180/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Экспортная Компания "Семаргл" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 05.10.2007 N 1365 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 100 руб. и требования от 15.10.2007 N 861 об уплате штрафа.
Решением суда от 13.03.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит отменить судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом положений п. 5 ст. 101.4 Кодекса.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Как следует из материалов дела на основании акта от 31.08.2007 N 2150 инспекцией вынесено решение от 05.10.2007 N 1365 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 100 руб. за непредставление в установленный срок бухгалтерской отчетности за полугодие 2007 года в количестве двух документов (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).
На основании указанного решения налоговым органом выставлено требование N 8 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.10.2007.
Полагая, что решение налогового органа, а также выставленное в соответствии с ним требование нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя требования общества, суды пришли к выводу о несоблюдении налоговым органом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении и существенном нарушении прав налогоплательщика.
Выводы судов являются верными.
В силу статьи 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Пунктом 5 ст. 101.4 Кодекса предусмотрено, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По истечении срока, указанного в п. 5 данной статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Согласно п. 12 ст. 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что извещение налогового органа о рассмотрении материалов проверки вместе с актом проверки направлены в адрес налогоплательщика 12.09.2007 и получены им 14.09.2007. Согласно направленному извещению рассмотрение материалов проверки назначено на 27.09.2007, то есть до истечения срока (с учетом ст. 6.1 Кодекса), установленного для рассмотрения акта проверки, в котором зафиксированы нарушения обществом законодательства о налогах и сборах.
Помимо изложенного, исследовав обстоятельства принятия налоговым органом решения, суды установили, что материалы дела не содержат и налоговым органом не представлены доказательства извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки, состоявшегося 05.10.2007.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о несоблюдении налоговым органом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении и существенном нарушении прав налогоплательщика, в связи с чем правомерно признали оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа недействительными.
В соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции при проверке принятых по делу судебных актов не установил наличие оснований для их отмены.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2008 по делу N А76-180/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 12 ст. 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что извещение налогового органа о рассмотрении материалов проверки вместе с актом проверки направлены в адрес налогоплательщика 12.09.2007 и получены им 14.09.2007. Согласно направленному извещению рассмотрение материалов проверки назначено на 27.09.2007, то есть до истечения срока (с учетом ст. 6.1 Кодекса), установленного для рассмотрения акта проверки, в котором зафиксированы нарушения обществом законодательства о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2008 г. N Ф09-7761/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника