Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 ноября 2008 г. N Ф09-7384/08-С6
Дело N А47-17618/2005
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 2009 г. N 2290/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Минприроды Оренбургской области) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.04.2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А47-17618/2005.
В судебном заседании принял участие представитель Российской общественной физкультурно-спортивной организации "Юность России" (далее - организация "Юность России") - Чащин В.Г. (доверенность от 15.05.2007).
Представители других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Организация "Юность России" обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области и Минприроды Оренбургской области о признании права собственности на сооружение - стадион, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Комсомольская/Первомайская, 199/229, в составе следующих объектов: одноэтажное здание спортзала (литера Е) общей площадью 249,4 кв.м, одноэтажное здание спортзала (литера Е1Е2) общей площадью 961,5 кв.м, одноэтажное здание раздевалки (литера ЕЗ) общей площадью 75,3 кв.м, одноэтажное здание гаража (литера Г) общей площадью 224,4 кв.м, одноэтажное здание сарая (литера Г1) общей площадью 14,1 кв.м, одноэтажное здание водоразборной будки (литера ГЗ) общей площадью 8,5 кв.м, одноэтажное здание уборной (литера У) общей площадью 45,5 кв.м, футбольное поле (литера П) общей площадью 6360 кв.м (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 5, л.д. 79, 80).
Определениями от 12.01.2006, 17.10.2007, 04.03.2008 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: на стороне истца - Оренбургское региональное отделение организации "Юность России", на стороне ответчиков - Комитет администрации Оренбургской области по физической культуре, спорту и туризму, Управление профессионального образования Оренбургской области, Управление федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости".
Определениями от 28.02.2006, 23.01.2008 Комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области заменен его правопреемником - Минприроды Оренбургской области, Департамент по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области заменен Министерством по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области.
Решением суда от 23.04.2008 (резолютивная часть от 16.04.2008; судья Федорова Г.А.) исковые требования удовлетворены. Признано право собственности организации "Юность России" на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Комсомольская / Первомайская, 199 / 229: одноэтажное здание спортзала (литера Е) общей площадью 249,4 кв.м, одноэтажное здание спортзала (литера Е1Е2) общей площадью 961,5 кв.м, одноэтажное здание раздевалки (литера ЕЗ) общей площадью 75,3 кв.м, одноэтажное здание гаража (литера Г) общей площадью 224,4 кв.м, одноэтажное здание сарая (литера Г1) общей площадью 14,1 кв.м, одноэтажное здание водоразборной будки (литера ГЗ) общей площадью 8,5 кв.м, одноэтажное здание уборной (литера У) общей площадью 45,5 кв.м, футбольное поле (литера П) общей площадью 6 360 кв.м.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минприроды Оренбургской области просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель полагает, что спорный стадион не выбывал из государственной собственности и в материалах дела имеются доказательства его отнесения к собственности Оренбургской области; при этом заявитель ссылается также на то, объекты относятся к федеральной собственности. Кроме того, Минприроды Оренбургской области считает, что судами не учтены имеющие преюдициальное значение выводы суда по делу N А47-9301/2003 и не принято во внимание отсутствие в деле доказательств осуществления строительства спорных объектов на средства общественной организации.
Организация "Юность России" в отзыве на кассационную жалобу считает изложенные в ней доводы необоснованными, обжалуемые судебные акты - законными и не подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Чкаловского (прежнее название г. Оренбурга) областного Совета народных депутатов трудящихся от 09-12.04.1947 земельный участок бывшего стадиона "Пищевик" передан спортивному обществу "Трудовые резервы" с целью восстановления стадиона. Распоряжением Совета Министров СССР от 02.11.1959 N 3108р Центральному Совету Всесоюзного добровольного спортивного общества "Трудовые резервы" (далее - общество "Трудовые резервы") переданы все действующие и строящиеся спортивные сооружения (стадионы, бассейны, спортивные базы и др.) бывшего Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР. Приказом Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР от 27.11.1959 N 332 обществу "Трудовые резервы" переданы, в числе прочих, Оренбургский совет общества "Трудовые резервы" со всеми активами и пассивами по балансу на 01.10.1959, сметы расходов, капитальные вложения и техническая документация по объектам незаконченного строительства, разделительный баланс по капитальным вложениям и необходимая документация.
Решением от 21.06.1966 N 543 Исполком Оренбургского горсовета разрешил Оренбургскому облсовету общества "Трудовые резервы" строительство спортзала по типовому проекту на территории стадиона по ул. Комсомольской.
Согласно п. 2 постановления Бюро Президиума Центрального Совета общества "Трудовые резервы" от 26.12.1990 были переданы в собственность Российского Республиканского Совета общества "Трудовые резервы" спортивные сооружения, в том числе спортпавильон и стадион в г. Оренбурге 1948 г. постройки, спортивный зал 1979 г. постройки. В соответствии с приказом от 31.12.1990 N 194-к Российский Республиканский Совет общества "Трудовые резервы" принял указанные сооружения в собственность.
В соответствии с приказом от 19.04.1991 N 54-к "О реорганизации первичных организаций общества и советов ВДСО "Трудовые резервы", находящихся в структуре Россовета ФСО "Юность России"", правопреемником общества "Трудовые резервы" определена Российская республиканская физкультурно-спортивная организация "Юность России". Решением ликвидационной комиссии Центрального Совета общества "Трудовые резервы" от 19.09.1992 права и обязанности общества "Трудовые резервы" переданы названной организации. Постановлением Президиума Российской республиканской физкультурно-спортивной организации "Юность России" от 24.09.1992 N 4п8 указанная организация переименована в Российскую общественную физкультурно-спортивную организацию "Юность России" (истец по настоящему делу).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что строительство спорных объектов осуществлялось на средства общества "Трудовые резервы", объекты созданы с соблюдением действующего законодательства и не выбывали из владения общества "Трудовые резервы", а впоследствии - организации "Юность России", последняя обратилась в арбитражный суд с иском о признании за собой права собственности на сооружения на основании п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле документов пришли к выводу о том, что доводы истца о создании спорных объектов за счет средств общественной организации, с разрешения Исполкома Оренбургского горсовета и на предоставленном для этих целей земельном участке, основаны на имеющихся в деле доказательствах. При этом ответчиками не представлены доказательства того, что строительство велось и финансировалось государством (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом указанных обстоятельств право собственности на спорные объекты признано за истцом в силу п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в ряде имеющихся в деле документов спорные объекты названы областной либо федеральной собственностью, из государственной собственности в собственность общества "Трудовые резервы" не передавались, не могут являться основанием для отмены судебных актов. Какие-либо доказательства в арбитражном суде не имеют заранее установленной силы (ч. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), вопрос о наличии оснований для признания права собственности за истцом исследован со ссылками на имеющиеся в деле доказательства, оцененные судами в совокупности (ч. 1, 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Переоценка доказательств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки на то, что для настоящего дела преюдициальное значение имеют выводы, содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции по делу N А47-9301/2003, апелляционным судом рассмотрены и обоснованно отклонены. Преюдициальное значение могут иметь выводы о фактах и обстоятельствах, установленных судом (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); выводы, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, касаются вопросов оценки доказательств и применения правовых норм.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Минприроды Оренбургской области подлежит возврату из федерального бюджета сумма государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы (подп. 12 п. 1 ст. 333.21, подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.04.2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А47-17618/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области возвратить из федерального бюджета 7000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе по платежным поручениям N 189537 от 28.08.2008, N 189407 от 28.08.2008.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что строительство спорных объектов осуществлялось на средства общества "Трудовые резервы", объекты созданы с соблюдением действующего законодательства и не выбывали из владения общества "Трудовые резервы", а впоследствии - организации "Юность России", последняя обратилась в арбитражный суд с иском о признании за собой права собственности на сооружения на основании п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле документов пришли к выводу о том, что доводы истца о создании спорных объектов за счет средств общественной организации, с разрешения Исполкома Оренбургского горсовета и на предоставленном для этих целей земельном участке, основаны на имеющихся в деле доказательствах. При этом ответчиками не представлены доказательства того, что строительство велось и финансировалось государством (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом указанных обстоятельств право собственности на спорные объекты признано за истцом в силу п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2008 г. N Ф09-7384/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника