Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 ноября 2008 г. N Ф09-8578/08-С5
Дело N А07-12832/2007-Г-ЮИР
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" (далее - общество "БГК") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2008 по делу N А07-12832/2007-Г-ЮИР и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") в лице Башкирского отделения структурного подразделения "Куйбышевкая железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "БГК" о взыскании 49500 руб. штрафа за неочистку вагонов на основании ст. 44, 103, 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2008 исковые требования удовлетворены, с общества "БГК" в пользу общества "РЖД" взыскано 49500 руб. штрафа.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "БГК" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ч. 9 ст. 44, ст. 103 Устава, п. 12 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 46, п. 8.1 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45. Заявитель кассационной жалобы полагает, что перевозчик при неочистке вагонов вправе не принимать их от грузополучателей. По мнению общества "БГК", акт общей формы, подтверждающий факт нарушения, не оформлен надлежащим образом. Заявитель полагает, что в проведении почерковедческой экспертизы подлинности подписи представителя перевозчика на акте общей формы отказано неправомерно.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая доводы заявителя необоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, обществом "БГК" (грузополучателем) в январе-марте 2007 г. осуществлена выгрузка мазута топочного из цистерн N 73230218, 74860560, 74103268, 73218810, 72179229, 73219735, 72324015, 79452181, 79485009, 79461836, 79495602 на станции Косяковка Куйбышевской железной дороги.
На основании актов о недосливе цистерны (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (форма ГУ-7а), и актов общей формы 6/59, 6/97, 6/98, 6/99, N 6/171, 6/172, 6/173, 6/174, 6/175, 6/176, 6/177 общество "РЖД" произвело начисление ответчику штрафа в размере 49500 руб. Уведомление о начислении штрафа от 12.04.2007 N 268 за неочистку вагонов направлено руководителю грузополучателя.
Общество "РЖД", ссылаясь на непредставление обществом "БГК" возражений по начислению штрафа и его неуплату, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что требования общества "РЖД" о взыскании суммы штрафа правомерны, факт нарушения (неполной очистки цистерн) подтверждается актами о недосливе цистерн (форма ГУ-7а), оформленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу ст. 44 Устава после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы (п. 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов).
В соответствии со ст. 103 Устава в случае нарушения грузополучателем требований, установленных ст. 44 настоящего Устава, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
Судом установлено и материалами дела, в частности актами общей формы, подписанными представителями перевозчика, актами о недосливе цистерн (форма ГУ-7а), подтвержден факт неполной очистки вагонов.
При таких обстоятельствах оснований для отказа перевозчику во взыскании штрафа с общества "БГК" у судов не имелось.
Доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем оформлении актов общей формы (акты составлены перевозчиком в одностороннем порядке и не имеют подписи грузополучателя), отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 8 п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом акт общей формы составляется на станциях для удостоверения неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях).
Пунктом 8.1 названых Правил предусмотрено, что в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции. Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, подписывается уполномоченными представителями перевозчика.
Поскольку факт недослива мазута обнаружен на промыво-пропарочной станции, акты общей формы и акты о недосливе цистерны (форма ГУ-7а) составлены истцом в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к переоценке выводов судов относительно наличия оснований для взыскания с общества "БГК" штрафа, предусмотренного ст. 44, 103 Устава. Основания и условия ответственности грузополучателя за неочистку вагонов установлены судами первой и апелляционной инстанций путем исследования имеющихся в деле доказательств.
Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, согласно указанной норме переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2008 по делу N А07-12832/2007-Г-ЮИР и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8.1 названых Правил предусмотрено, что в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции. Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, подписывается уполномоченными представителями перевозчика.
Поскольку факт недослива мазута обнаружен на промыво-пропарочной станции, акты общей формы и акты о недосливе цистерны (форма ГУ-7а) составлены истцом в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к переоценке выводов судов относительно наличия оснований для взыскания с общества "БГК" штрафа, предусмотренного ст. 44, 103 Устава. Основания и условия ответственности грузополучателя за неочистку вагонов установлены судами первой и апелляционной инстанций путем исследования имеющихся в деле доказательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2008 г. N Ф09-8578/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника