Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8968/08-С1
Дело N А07-10077/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу арбитражного управляющего индивидуального предпринимателя Князева Радика Фидаиловича (далее - арбитражный управляющий, предприниматель), на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2008 по делу N А07-10077/08.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (далее - управление) - Хлопотова Т.А. (доверенность от 15.10.2008 N 02-35-135), Путилова А.В. (доверенность от 15.10.2008 N 02-35-139).
предприниматель (паспорт 80 06 103845 выдан Орджоникидзевским РУВД г. Уфы 02.02.2007).
Представители, третьего лица - Администрации муниципального района Иглинский р-н Республики Башкортостан, участвующей в деле, извещенной судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 24.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось. В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, арбитражный управляющий просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку при рассмотрении заявления управления суд не учел срок давности привлечения к ответственности, а также не исследованы по существу факты совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 Кодекса.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2008 по делу N А07-7578/2005-Г-АДМУСВИ сельскохозяйственный производственный кооператив имени Салавата (далее - СПК им. Салавата) признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника введена процедура банкротства, открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Князева Р.Ф.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2006 по делу N А07-39065/200/-Г-МОГ в отношении государственного унитарного сельхозпредприятие "Башкирская опытная станция пчеловодства" (далее - ГУСП "Башкирская опытная станция пчеловодства") введена процедура внешнего управления сроком на шесть месяцев, исполнение обязанностей внешнего управления возложено на Искандарова B.C.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2006 внешним управляющим ГУСП "Башкирская опытная станция пчеловодства" утвержден Князев Р.Ф.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2007 срок внешнего управления продлен на шесть месяцев - до 13.10.2007.
Управлением на основании поручения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2008 проведена проверка деятельности конкурсного управляющего Князева Р.Ф.по осуществлению им обязанностей конкурсного управляющего СПК им. Салавата и внешнего управляющего ГУСП "Башкирская опытная станция пчеловодства".
В ходе проведенной проверки управлением было установлен ряд нарушений, а именно конкурсным управляющим в арбитражный суд не представлен отчет о результатах проведения конкурсного производства. Срок конкурсного производства не продлен.
Арбитражным управляющим также не представлены собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчетность о деятельности конкурсного управляющего, информация о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства за период с августа 2007 г. по март 2008 г., май, июнь 2008 г.; предложения арбитражного управляющего о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника в июле 2007 г, а также документы, подтверждающие предъявление предпринимателем третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании; отчет внешнего управляющего по результатам проведения внешнего управления на момент истечения срока внешнего управления; протокол собрания кредиторов об утверждении плана внешнего управления и документы, подтверждающие реализацию мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, согласно плану арбитражного управляющего. При этом арбитражным управляющим не принимались меры по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о взыскании имеющейся задолженности.
Кроме того, представленный им к проверке отчет конкурсного производства о результатах его проведения от 01.04.2008 не содержит приложения документов, подтверждающих указанные в нем сведения; к отчету внешнего управляющего на дату его составления арбитражным управляющим не приложен реестр требований кредиторов.
Тем самым, по мнению управления, арбитражным управляющим нарушены положения ст. 124, п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 139, п. 1, 2 ст. 143, ст. 147, п. 2 ст. 99, ст. 108, п. 1, 3 ст. 117 Закона, п. 9, 11, 13 Общих правил при осуществлении им процедуры конкурсного и внешнего управления.
По результатам проверки управлением составлен протокол от 03.07.2008 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.13 Кодекса.
На основании изложенного и ст. 23.1 Кодекса, ст. 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о доказанности факта неисполнения предпринимателем положений ст. 124, п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 139, п. 1, 2 ст. 143, ст. 147 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон), п. 11, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила) при осуществлении им процедуры конкурсного производства СПК им. Салавата, а также неисполнение им положений п. 2 ст. 99, ст. 108, п. 1, 3 ст. 117 Закона, п. 9 Общих правил при осуществлении процедуры внешнего управления ГУСП "Башкирская опытная станция пчеловодства".
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу п. 6 ст. 24 Закона при проведении процедур банкротств арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии ст. 124 Закона конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
На основании ст. 147 Закона после завершения конкурсного производства конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
Согласно п. 1 ст. 143 Закона конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
Пунктом 1 ст. 139 Закона установлено, что в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.
Обязанность конкурсного управляющего предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом предусмотрена п. 2 ст. 129 Закона.
В соответствии с п. 2 ст. 143 Закона в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
В силу ст. 108 Закона установленный арбитражным судом срок внешнего управления продлевается арбитражным судом в случае, если: собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный срок, но не более чем максимальный срок внешнего управления; собранием кредиторов по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего в связи с итогами внешнего управления принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, предусмотренный решением собрания кредиторов, но не более чем максимальный срок внешнего управления.
В соответствии с п. 2 ст. 99, п. 1 ст. 117 Закона внешний управляющий обязан: разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом; представить собранию кредиторов отчет по результатам проведения внешнего управления; при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления; по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов; в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
На основании п. 3 ст. 117 Закона отчет внешнего управляющего должен содержать: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о движении денежных средств; отчет о прибылях и об убытках должника; сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника; расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника; сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.
Требования к оформлению отчетности арбитражного управляющего установлены Общими правилами.
Согласно п. 11, п. 13 Общих правил подготовки отчетов арбитражного управляющего к отчетам конкурсного производства о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
Пунктом 9 Общих правил к отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов на дату составления отчета.
Указанные положения определяют обязанности арбитражного управляющего при осуществлении им конкурсного и внешнего управления.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, доводы сторон, представленные в материалы дела доказательства, а также правильно применив нормы права, суд пришел к обоснованным выводам о нарушении предпринимателем при исполнении им функций конкурсного и внешнего управляющего положений ст. 124, п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 139, п. 1, 2 ст. 143, ст. 147, п. 2 ст. 99, ст. 108, п. 1, 3 ст. 117 Закона, п. 9, 11, 13 Общих правил и правомерному привлечению арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса.
Довод арбитражного управляющего, изложенный в кассационной жалобе, о том, что судом не учтен срок давности привлечения его к ответственности, судом кассационной отклоняется, поскольку опровергается материалами дела.
Согласно ст. 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая всю совокупность вмененных предпринимателю правонарушений, срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренный ч. 3 ст. 14.13 Кодекса, не истек.
Довод предпринимателя, изложенный в кассационной жалобе, об истечении срока давности вмененного управлением правонарушения о непредставлении арбитражным управляющим к отчету о проведении внешнего управления от 30.05.2008 протокола собрания от июля 2006 г., судом кассационной инстанции отклоняется, как не имеющего значения по рассматриваемому делу, поскольку данный отчет содержит лишь указание на данный протокол (л.д. 73), а привлекается арбитражный управляющий за непредставление отчета.
Доводы арбитражного управляющего, о том, что судом не исследованы по существу факты правонарушений, указанные в протоколе об административном правонарушении от 03.07.2008, противоречат выводам суда, которыми дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Поскольку предприниматель привлечен к ответственности по совокупности указанных правонарушений и размер санкции судом исчислен в однократном размере, решение суда отмене не подлежит.
Уплаченная арбитражным управляющим государственная пошлина в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку по правилам, предусмотренным ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2008 по делу N А07-10077/08 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего индивидуального предпринимателя Князева Радика Фидаиловича - без удовлетворения.
Возвратить арбитражному управляющему индивидуальному предпринимателю Князеву Радику Фидаиловичу из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по квитанции от 24.10.2008 за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, доводы сторон, представленные в материалы дела доказательства, а также правильно применив нормы права, суд пришел к обоснованным выводам о нарушении предпринимателем при исполнении им функций конкурсного и внешнего управляющего положений ст. 124, п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 139, п. 1, 2 ст. 143, ст. 147, п. 2 ст. 99, ст. 108, п. 1, 3 ст. 117 Закона, п. 9, 11, 13 Общих правил и правомерному привлечению арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса.
...
Согласно ст. 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая всю совокупность вмененных предпринимателю правонарушений, срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренный ч. 3 ст. 14.13 Кодекса, не истек."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8968/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника