Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8936/08-С1
Дело N А60-9389/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу главы Туринского городского округа на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2008 по делу N А60-9389/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
главы Туринского городского округа - Рычкова Н.Н. (доверенность от 26.11.2008 N 2117);
прокурора Свердловской области (далее - прокурор) - Васильева М.А. (удостоверение N 162430, действительное до 16.10.2011; доверенность от 10.10.2008 N 8-12-08).
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными постановления главы Туринского городского округа от 05.02.2008 N 18 "О проведении конкурса по выбору хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа"; Положения о проведении конкурса по выбору хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа, утвержденного постановлением главы Туринского городского округа от 05.02.2008 N 18; постановления главы Туринского городского округа от 19.03.2008 N 45 "О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа"; Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа, утвержденного постановлением главы Туринского городского округа от 19.03.2008 N 45.
В качестве третьих лиц привлечены индивидуальный предприниматель Сельмурзаева Юлия Викторовна и индивидуальный предприниматель Бусыгин Александр Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, глава Туринского городского округа просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о похоронном деле), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления).
Как следует из материалов дела, главой Туринского городского округа с целью выбора хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа вынесено постановление от 05.02.2008 N 18 "О проведении конкурса по выбору хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа".
Указанным постановлением объявлен конкурс по выбору хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа, а также утверждено Положение о проведении указанного конкурса.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа к участию в конкурсе допускаются хозяйствующие субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие погребение умерших и оказывающие услуги по погребению или планирующие заниматься вышеназванной деятельностью на указанной территории.
Согласно п. 12 данного Положения, в случае, если конкурс будет признан несостоявшимся или только один участник конкурса подал заявку, выбор хозяйствующего субъекта на присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа производит глава Туринского городского округа.
Из протоколов от 17.03.2008 N 1, 2 следует, что в конкурсе по выбору хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа принимали участие индивидуальный предприниматель Сельмурзаева Юлия Викторовна и индивидуальный предприниматель Бусыгин Александр Анатольевич. Однако последний отозвал представленный им на конкурс пакет документов и отказался от участия в конкурсе, в связи с чем, конкурс по выбору хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа признан несостоявшимся (протокол от 18.03.2008 N 4).
По материалам конкурсной комиссии глава Туринского городского округа вынес постановление от 19.03.2008 N 45 "О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа", согласно которому статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа присвоен индивидуальному предпринимателю Сельмурзаевой Юлии Викторовне на срок до 31.03.2011. Указанным постановлением утвержден также Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа.
Как следует из п. 13 указанного Положения о проведении конкурса по выбору хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа и п. 2 постановления главы Туринского городского округа от 19.03.2008 N 45, специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет: содержание и эксплуатацию муниципальных и общественных кладбищ на территории Туринского городского округа; формирование и обеспечение сохранности архивного фонда по захоронениям и погребениям на муниципальном общественном кладбище г. Туринска; погребение умерших и оказание гарантированного перечня услуг по погребению (оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище, погребение); погребение умерших (погибших) на территории Туринского городского округа, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законных представителей умершего.
Полагая, что указанные ненормативные акты главы Туринского городского округа противоречат нормам действующего законодательства, прокурор обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что обжалуемые ненормативные акты противоречат законодательству Российской Федерации о похоронном деле и об организации местного самоуправления.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку все три обжалованных акта ориентированы на однократное применение и связаны с конкретным правоотношением, они являются ненормативными.
Согласно п. 22, 23 ч. 1 ст. 16 Закона об организации местного самоуправления формирование и содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
Указанные положения закреплены также в п. 14, 30 ч. 1 ст. 6 Устава Туринского городского округа.
В ст. 17 Закона об организации местного самоуправления установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения, формируют и размещают муниципальные заказы, а также устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, правовое положение которых определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ст. 51 Закона об организации местного самоуправления предусматривает право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Пунктом 2 ст. 25 Закона о похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На основании ст. 29 Закона о похоронном деле органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Суды правильно указали, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Из материалов дела следует, что главой Туринского городского округа с целью выбора хозяйствующего субъекта для присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Туринского городского округа были приняты ненормативные акты о проведении конкурса по выбору такого хозяйствующего субъекта, объявлении указанного конкурса, порядок его проведения, а также о порядке деятельности специализированной службы и присвоении статуса специализированной службы индивидуальному предпринимателю Сельмурзаевой Юлии Викторовне.
Таким образом, суды, с учетом приведенных норм права, пришли к правильному выводу о том, что обжалуемые ненормативные акты противоречат законодательству Российской Федерации о похоронном деле и об организации местного самоуправления.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции не принимаются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, указанным доводам судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки, установленных судами обстоятельств дела, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2008 по делу N А60-9389/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы Туринского городского округа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании ст. 29 Закона о похоронном деле органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2008 по делу N А60-9389/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы Туринского городского округа - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8936/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника