Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 ноября 2008 г. N Ф09-8684/08-С6
Дело N А07-19572/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компаньон" (далее - общество "Компаньон") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2008 по делу N А07-19572/07.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации городского округа "Город Уфа" (далее - администрация г. Уфы) - Султанов О.Р. (доверенность от 31.03.2008 N 1/775-13).
Общество "Компаньон" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным постановления главы администрации г. Уфы от 18.04.2007 N 1927 "Об отмене постановления главы администрации городского округа "Город Уфа" Республики Башкортостан от 30.03.2007 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по ул. Чернышевского в Кировском районе городского округа "Город Уфа" Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка".
Определением суда от 18.03.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел по сохранению недвижимого культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан (далее - Министерство культуры).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2008 в удовлетворении заявленных требований обществу "Компаньон" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Компаньон" просит судебные акты отменить, ссылаясь на необоснованность и незаконность выводов судов по делу. Заявитель полагает, что имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод о принадлежности спорного земельного участка к категории земель историко-культурного назначения. Судами не дана оценка служебной записке юридического отдела, на основании которой отменено постановление администрации г. Уфы о предварительном согласовании места размещения объекта. Между тем в соответствии с данной запиской администрация г. Уфы имела возможность внести изменения в названное постановление, указав на обязанность общества "Компаньон" сохранить здание памятника архитектуры, а не отменять его. Кроме того, суды не приняли во внимание письма Министерства культуры об отсутствии необходимости согласования постановления администрации г. Уфы об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования обществу "Компаньон" места размещения объекта вблизи объекта культурного наследия "Вахмянинские бани". Заявитель полагает, что в нарушение ст. 7, 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрацией г. Уфы не указано, каким законам и нормативным актам не соответствует отмененное постановление от 30.03.2007 N 1488 и нарушает ли данный ненормативный акт права и законные интересы других лиц. Судом не применены положения Федерального закона "О защите конкуренции", подлежащие применению, так как не приняты внимание те обстоятельства, что согласно постановлению администрации г. Уфы от 03.07.2008 N 4081 спорный земельный участок предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Новые технологии - г. Уфа" и объект культурного наследия "Вахмянинские бани" подлежит сносу.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество "Компаньон" обратилось к главе администрации г. Уфы с заявлением от 14.10.2004 о разрешении строительства оздоровительного центра с административно-бытовым комплексом и подземной автостоянкой на пересечении улиц Чернышевского и Пархоменко г. Уфы, с предоставлением для этих целей земельного участка.
На основании данного обращения администрацией г. Уфы подготовлено градостроительное заключение от 22.11.2004 N Г3 5656/Ю об условиях размещения объекта административно-бытового комплекса с подземной автостоянкой, спортивными и тренажерными залами, с реконструкцией здания "Вахмянинские бани", расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Чернышевского, д. 121, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), с указанием на все необходимые согласования. Градостроительным заключением установлены ограничения по архитектурно-историческому регламенту - зона регулирования застройки памятников.
Постановлением главы администрации г. Уфы от 30.03.2007 N 1488 утвержден акт выбора земельного участка от 15.09.2006 N А-144/Ю и предварительно согласовано место размещения административно-бытового комплекса с подземной автостоянкой на земельном участке, обозначенном в проекте границ, установлена его характеристика и разрешенное использование для проектирования и строительства административно-бытового комплекса с подземной автостоянкой.
На основании служебной записки юридического отдела администрации г. Уфы от 17.04.2007 главой администрации г. Уфы принято постановление от 18.04.2007 N 1927 об отмене названного постановления главы администрации г. Уфы от 30.03.2007 N 1488.
Общество "Компаньон", полагая, что постановление администрации г. Уфы от 18.04.2007 N 1927 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, отказывая в удовлетворении требования общества "Компаньон", исходили из того, что заявителем на этапе предварительного выбора не получены все необходимые согласования, предусмотренные для земельного участка, занятого объектом культурного наследия.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.
Судами установлено, что объект недвижимого имущества "Вахмянинские бани", расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Чернышевского, 121, является памятником истории и культуры и относится к выявленному объекту культурного наследия, включенному в проект Реестра недвижимых памятников культурного наследия Республики Башкортостан и их территорий.
В силу п. 1, 2 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности является территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации (п. 4 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 36 указанного Закона
Статьей 33 указанного Закона определено, что государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности согласование землеустроительной документации, проведения землеустроительных, земляных, строительных и иных работ и проектов названных работ.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 35 Закона об объектах культурного наследия проектирование и проведение землеустроительных работ, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных иных работ на территории памятника запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного значения.
Исходя из смысла указанных норм, суды сделали верный вывод о том, что на стадии рассмотрения материалов о согласовании места размещения объекта должно быть получено разрешение органов охраны памятников о возможности строительства объекта в охранной зоне.
Учитывая, что акт выбора земельного участка для строительства от 15.09.2006 N А-144/Ю с Отделом по сохранению движимого культурного наследия Министерства культуры Республики Башкортостан не согласован, суды обоснованно признали постановление администрации г. Уфы от 30.03.2007 N 1488 об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта принятым с нарушением положений Закона об объектах культурного наследия.
Руководствуясь ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому муниципальный правовой акт может быть отменен органом местного самоуправления и должностным лицом местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства, суды верно указали на отсутствие оснований для признания постановления администрации г. Уфы от 18.04.2007 N 1927 об отмене постановления администрации г. Уфы от 30.03.2007 N 1488 недействительным.
Принимая во внимание, что обществом "Компаньон" не представлено доказательств нарушения обжалуемым ненормативным актом его прав и законных интересов, суды обоснованно отказали в удовлетворении его требований.
Доводы заявителя о том, что судами не дана оценка служебной записке юридического отдела, на основании которой отменено постановление администрации г. Уфы о предварительном согласовании места размещения объекта, и не приняты во внимание письма Министерства культуры об отсутствии необходимости согласования акта выбора земельного участка, отклонятся. Судами исследованы обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка доказательствам. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка заявителя на нарушение администрацией г. Уфы положений Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с предоставлением земельного участка другому юридическому лицу рассмотрена и отклонена судом апелляционной инстанции. Вопрос о соответствии законодательству действий администрации по предоставлению земельного участка иному юридическому лицу не относится к предмету рассматриваемого спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2008 по делу N А07-19572/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компаньон" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла указанных норм, суды сделали верный вывод о том, что на стадии рассмотрения материалов о согласовании места размещения объекта должно быть получено разрешение органов охраны памятников о возможности строительства объекта в охранной зоне.
Учитывая, что акт выбора земельного участка для строительства от 15.09.2006 N А-144/Ю с Отделом по сохранению движимого культурного наследия Министерства культуры Республики Башкортостан не согласован, суды обоснованно признали постановление администрации г. Уфы от 30.03.2007 N 1488 об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта принятым с нарушением положений Закона об объектах культурного наследия.
...
Ссылка заявителя на нарушение администрацией г. Уфы положений Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с предоставлением земельного участка другому юридическому лицу рассмотрена и отклонена судом апелляционной инстанции. Вопрос о соответствии законодательству действий администрации по предоставлению земельного участка иному юридическому лицу не относится к предмету рассматриваемого спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2008 г. N Ф09-8684/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника