Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 декабря 2008 г. N Ф09-8507/08-С6
Дело N А76-4304/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-4304/2008.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в заседание не обеспечили.
От министерства поступили письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к администрации города Челябинска (далее - администрация) о понуждении ответчика передать Челябинской области в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с признанием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Челябинск, ул. Энгельса д. 61, общей площадью 516,8 кв.м; г. Челябинск, ул. Коммуны д. 129, общей площадью 267,8 кв.м; г. Челябинск ул. Коммуны д. 133, общей площадью 345,7 кв.м, занятые под размещение Челябинской областной детской библиотеки (с учетом уточнения в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленных требований). Третьи лица - Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет), Государственное учреждение культуры "Челябинская областная библиотека им. В.Маяковского" (далее - библиотека); Челябинская Городская Дума.
Решением суда от 11.08.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, министерство просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 26.2, 26.3, 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. По мнению министерства, администрация обязана осуществить передачу спорных нежилых помещений в собственность Челябинской области. Сохранение названных помещений, подлежащих передаче в собственность Челябинской области, в муниципальной собственности невозможно, поскольку они не используются для реализации полномочий муниципальными органами и для организации деятельности муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий.
Как видно из материалов дела, в соответствии с выписками из реестра муниципальной собственности г. Челябинска по состоянию на 26.05.2008 (л.д. 110-112) нежилые помещения, являющиеся предметом настоящего спора, переданы в муниципальную собственность на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.1992 N 261/5-М и включены в реестр муниципальной собственности 27.12.1992 (л.д. 116, 120).
Первым заместителем Губернатора Челябинской области направлено в адрес Главы Челябинского городского округа письмо от 15.03.2006 N 01/488 (л.д. 22) с просьбой вынести на очередное заседание Челябинской городской Думы вопрос о передаче в областную собственность муниципального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения деятельности работников областных унитарных предприятий и областных учреждений, в том числе спорные нежилые помещения.
С аналогичным обращением Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области обратился к главе Челябинского городского округа с письмом от 28.04.2005 N 1/2297 (л.д. 25-27). Подобного содержания письма в адрес ответчика истцом направлялись 01.08.2006 N 06/1800 (л.д. 32), в адрес Городской Думы - 20.10.2005 N 1/5773 (л.д. 33-36).
Письмом от 09.07.2008 N 6299 комитет известил истца о деятельности по подготовке вопроса о передаче спорных помещений в собственность субъекта федерации - Челябинской области.
Обращаясь в арбитражный суд с иском об обязании администрацию передать безвозмездно спорные нежилые помещения, министерство указало, что данная обязанность возникла у ответчика в силу императивных положений Федеральных законов от 06.10.1999 N 184-ФЗ, от 22.08.2003 N 131-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ. При этом истец ссылался на то, что в числе видов имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации, указано имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также имущество библиотек субъекта Российской Федерации, к числу которых относятся и спорные нежилые помещения, занимаемые библиотекой на основании договоров аренды. Названные помещения не используется для реализации полномочий муниципальными органами и для организации деятельности муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий в связи с чем, нецелесообразно сохранение спорных помещений в муниципальной собственности с целью решения вопросов местного значения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 131-ФЗ следует читать как 6 октября 2003 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Названные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом, в котором указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Как правильно указал суд, безвозмездная передача имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации предполагает принятие соответствующего решения уполномоченным на то органом исполнительной власти.
Суд, исследовав материалы дела и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается указанный факт, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о понуждении ответчика передать истцу нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Челябинск, ул. Энгельса д. 61, общей площадью 516,8 кв.м; г. Челябинск, ул. Коммуны д. 129, общей площадью 267,8 кв.м; г. Челябинск ул. Коммуны д. 133, общей площадью 345, 7 кв.м, занятые под размещение Челябинской областной детской библиотеки г. Челябинск, ул. К. Либкнехта, 22.
Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями к отмене или изменению судебного акта, при рассмотрении дела судом допущено не было.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению ввиду изложенного выше.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-4304/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф09-8507/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника