Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 ноября 2008 г. N Ф09-8782/08-С6
Дело N А76-4895/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро "Гарант" (далее - общество "АПБ "Гарант") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2008 по делу N А76-4895/2008.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Уральская землеустроительная фирма" (далее - общество "Уральская землеустроительная фирма") - Волков Ф.Ф., директор (протокол от 08.04.2003 N 1).
Общество "АПБ "Гарант" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области (далее - администрация) о признании незаконными решения администрации в лице - комиссии по землеотводам от 27.12.2007 (п. 17.2 протокола от 27.12.2007 N 14) в части отказа в отводе обществу "АПБ "Гарант" земельного участка площадью 200 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, ул. Н.Б. Скворцова, напротив дома N 2, для строительства здания офиса; бездействия администрации в лице комиссии по землеотводам и муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - комитет), выразившегося в непроведении торгов на предоставление указанного земельного участка, а также просило обязать администрацию и комитет провести торги на право аренды вышеуказанного земельного участка (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и привлечение комитета к участию в деле в качестве второго ответчика).
Определением суда от 20.05.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Уральская землеустроительная фирма".
Решением суда от 16.07.2008в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "АПБ "Гарант" просит судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение. Как указывает заявитель, в силу нормативных актов, действующих на территории Златоустовского городского округа, лица, желающие получить земельный участок, направляют в адрес администрации заявку на отведение земельного участка, при этом обязанность рассмотреть указанную заявку на администрации не лежит. В силу Положения о комиссии по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования (далее - комиссия по землеотводам) рассмотрение заявок о предоставлении земельных участков осуществляет комиссия по землеотводам. По мнению общества "АПБ "Гарант", принятое по результатам рассмотрения заявок решение комиссии по землеотводам порождает для заявителя правовые последствия, так как, по сути, выражает решение администрации на поданную заявку. Кроме того, заявитель ссылается на нарушение судом п. 9 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку он лишен возможности обжаловать отказ в предоставлении земельного участка.
Как установлено судом, решением комиссии по землеотводам (п. 9 протокола от 07.09.2007 N 10), опубликованным 01.12.2007 на странице 4 газеты "Златоустовский рабочий (л. д. 7), на основании заявки общества "Уральская землеустроительная фирма" об отводе дополнительного земельного участка примерной площадью 200 кв.м, находящегося по адресу: г. Златоуст, ул. Н.Б. Скворцова, напротив дома N 2, для строительства здания офиса, определено провести работы по формированию дополнительного земельного участка, после чего отвести его заявителю.
Общество "АПБ "Гарант" 13.12.2007 обратилось к главе г. Златоуста с заявлением, в котором выразило свое желание приобрести право на отводимый по заявке общества "Уральская землеустроительная фирма" земельный участок для строительства здания офиса, в связи с чем просило отвести этот участок обществу "АПБ "Гарант" (л. д. 8).
Решением комиссии по землеотводам (п. 17.2 протокола от 27.12.2007 N 14), опубликованным 15.03.2008 на 4 странице газеты "Златоустовский рабочий" (л. д. 10) обществу "АПБ "Гарант" отказано в отводе земельного участка ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на основной земельный участок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "АПБ "Гарант" в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
В силу ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями ст. 11 этого же Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся, в том числе в муниципальной собственности, любыми иными органами или организациями.
Как установлено судом комиссия по землеотводам не входит в структуру органов местного самоуправления Городского округа. Протокол комиссии по землеотводам не является ненормативным актом органа местного самоуправления, поскольку не устанавливает и не прекращает субъективных прав, а является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков. Оспариваемое заявителем решение комиссии нельзя рассматривать как отказ администрации в предоставлении земельного участка.
Подача заявления о предоставлении земельного участка для строительства порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка и принять законное решение. Администрация решения об отказе в предоставлении земельного участка не принимала.
Поскольку администрация не выносила решение по результатам рассмотрения заявки на предоставление земельного участка и указанное бездействие администрации заявителем не обжаловалось, суд правомерно отказал в удовлетворении требований в части признания незаконным решения администрации в лице комиссии по землеотводам (п. 17.2 протокола от 27.12.2007 N 14), опубликованного в газете "Златоустовский рабочий", об отказе обществу "АПБ "Гарант" в отводе испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно п. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса. Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения определен в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положения п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации перед принятием решения органа местного самоуправления о проведении торгов, земельный участок должен быть сформирован (установлены границы участка на местности и т.д.). Согласно п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами.
Установив, что на момент оспариваемого заявителем бездействия (не проведение торгов) спорный земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, суд пришел к выводу, что у администрации и комитета отсутствовали основания для принятия решения о проведении торгов, поэтому требование заявителя о признании незаконным бездействия администрации и комитета, выразившегося в непроведении процедуры торгов, и обязании их провести торги, обосновано признаны судом не подлежащими удовлетворению.
Довод общества "АПБ "Гарант" о том, что рассмотрение заявок на предоставление земельного участка входит в компетенцию комиссии по землеотводам, а не администрации, отклоняется как противоречащий действующему законодательству. В соответствии со ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления. Комиссия по землеотводам не входит в систему органов местного самоуправления и не является структурным подразделением администрации.
Ссылка заявителя на нарушение судом п. 9 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, он лишен возможности обжаловать отказ в предоставлении земельного участка, не принимается. В силу положений названой нормы права обжаловано может быть решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, принятое исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления, предусмотренным ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. По заявке общества "АПБ "Гарант" от 13.12.2007 уполномоченный орган отказа не принимал, бездействие органа местного самоуправления заявителем не обжаловалось. Решение комиссии по землеотводам в силу изложенного выше таким отказом не является.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении требований следует признать правомерным. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2008 по делу N А76-4895/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро "Гарант" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества "АПБ "Гарант" о том, что рассмотрение заявок на предоставление земельного участка входит в компетенцию комиссии по землеотводам, а не администрации, отклоняется как противоречащий действующему законодательству. В соответствии со ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления. Комиссия по землеотводам не входит в систему органов местного самоуправления и не является структурным подразделением администрации.
Ссылка заявителя на нарушение судом п. 9 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, он лишен возможности обжаловать отказ в предоставлении земельного участка, не принимается. В силу положений названой нормы права обжаловано может быть решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, принятое исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления, предусмотренным ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. По заявке общества "АПБ "Гарант" от 13.12.2007 уполномоченный орган отказа не принимал, бездействие органа местного самоуправления заявителем не обжаловалось. Решение комиссии по землеотводам в силу изложенного выше таким отказом не является."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2008 г. N Ф09-8782/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника