Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 декабря 2008 г. N Ф09-8086/08-С4
Дело N А76-2878/2008-61-123
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А76-2878/2008-61-123 Арбитражного суда Челябинской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области Забродина А.В. (доверенность от 09.01.2008).
Представители общества с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс", надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс" (далее - ООО "ВИЗА-Транс", заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - регистрирующий орган) от 14.02.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица. В заявлении ООО "ВИЗА-Транс" просило возложить на регистрирующий орган обязанность по осуществлению государственной регистрации ООО "ВИЗА-Транс" в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, полученных регистрирующим органом 07.02.2008.
Решением суда от 26.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что ООО "ВИЗА-Транс" не были соблюдены положения ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости письменного уведомления регистрирующего органа как кредитора о ликвидации юридического лица, в связи с чем заявление, поданное заявителем в регистрирующий орган, содержало недостоверные сведения, и не могло служить основанием для осуществления государственной регистрации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 решение суда первой инстанции отменено. Заявленные требования удовлетворены. Отменяя решение суда первой инстанции суд исходил из того, что у ООО "ВИЗА-Транс" не имелось обязанности включать в ликвидационный баланс задолженность по налогам и сборам, поскольку на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением о его государственной регистрации он руководствовался содержанием справки регистрирующего органа об отсутствии у ООО "ВИЗА-Транс" задолженности по обязательным платежам, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей.
Регистрирующий орган не согласен с постановлением суда апелляционной инстанции, в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО "ВИЗА-Транс" при обращении 07.02.2008 в регистрирующий орган в заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предоставило недостоверные данные о расчетах с кредиторами, поскольку ООО "ВИЗА-Транс" было известно, что в отношении него регистрирующим органом не окончено производство по результатам выездной налоговой проверки. Кроме того, у заявителя имелась непогашенная задолженность перед бюджетом.
Как следует из материалов дела, 29.10.2007 единственным учредителем ООО "ВИЗА-Транс" - Зиновьевым Виталием Ивановичем - принято решение N 3 о ликвидации ООО "ВИЗА-Транс". Обязанности ликвидатора Зиновьев В.И. принял на себя.
30.10.2007 ликвидатором ООО "ВИЗА-Транс" подана заявка в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" на публикацию сообщения о ликвидации. Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение двух месяцев по адресу: 456660, Челябинская область, Красноармейский район, село Миасское, ул. 60 лет СССР, дом 22, корпус "г".
30.10.2007 Зиновьев В.И. представил в регистрирующий орган уведомление о назначении ликвидатора юридического лица.
16.01.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "ВИЗА- Транс" под государственным регистрационным номером 2087430000612. В соответствии с имевшейся у заявителя на момент составления промежуточного ликвидационного баланса справкой налогового органа о состоянии расчетов по налогам и сборам, за ООО "ВИЗА-Транс" по состоянию на 01.02.2008 числилась переплата по налогам и сборам в размере 6066 руб. 40 коп.
07.02.2007 ликвидатором ООО "ВИЗА-Транс" в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также следующие документы: ликвидационный баланс по состоянию на 06.02.2008, квитанция об уплате государственной пошлины, документ подтверждающий предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования".
14.02.2008 регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с выявленным несоответствия сведений, представленных в регистрирующий орган в части уплаты обязательных платежей в бюджет и завершения расчетов с кредиторами, сведениям, имеющимся в регистрирующем органе. На основании данных обстоятельств регистрирующий орган посчитал не представленными заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужили сведения, полученные регистрирующим органом в ходе проведения выездной налоговой проверки, проведенной в период с 19.11.2007 по 18.01.2008, по результатам которой (акт выездной налоговой проверки от 24.01.2008 N 1) была установлена неуплата ООО "ВИТА-Транс" налога в сумме 246282 руб.
Посчитав, что отказ в государственной регистрации осуществлен регистрирующим органом с нарушением Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ООО "ВИТА-Транс" обратилось в суд с заявлением о признании решения регистрирующего органа от 14.02.2008 незаконным.
Согласно п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявить свои требования в течение двух месяцев со дня публикации сообщения о ликвидации.
Регистрирующим органом не были предъявлены требования об уплате обязательных платежей в установленный законом срок.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно п. 4 ст. 9 указанного закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган либо в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 данного закона.
Из указанных норм следует, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа ООО "ВИТА-Транс" в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ в государственной регистрации был осуществлен с нарушением Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 подлежит оставлению в силе. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А76-2878/2008-61-123 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в доход федерального бюджета 1000 руб. в уплату государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4 ст. 9 указанного закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган либо в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 данного закона.
Из указанных норм следует, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа ООО "ВИТА-Транс" в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ в государственной регистрации был осуществлен с нарушением Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф09-8086/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника