Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 декабря 2008 г. N Ф09-8933/08-С3
Дело N А76-1027/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2008 по делу N А76-1027/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа инспекции в возврате излишне уплаченного налога в сумме 1166300 руб. и об обязании инспекции возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес.
Решением суда от 22.05.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению инспекции, общество не имеет право пользоваться гарантиями, установленными ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), поскольку объекты налогообложения поставлены им на налоговый учет в июле 2006 года и использованы после вступления в силу гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налоговый орган считает, что изменение ставок не является ухудшением условий для субъектов малого предпринимательства.
Отзыва на кассационную жалобу обществом не представлено.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 27.05.2004, осуществляет деятельность на основании лицензии по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений N 005320 со сроком действия с 01.09.2004 по 01.09.2009.
На момент регистрации общества действовал Закон Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области", согласно которому ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат составляла 2150 руб.
Законом Челябинской области от 27.10.2005 N 407-ЗО внесены изменения в ст. 2 Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ЗО "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области", в соответствии с которыми ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат была установлена в размере 7500 руб.
Обществом в период с июля 2006 года по декабрь 2006 года налог исчислен и уплачен в сумме 1635000 руб. по налоговой ставке 7500 за один игровой автомат.
Полагая, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ общество должно было уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Инспекция решением от 19.12.2007 N 2792 отказала обществу в возврате налога со ссылкой на отсутствие оснований для перерасчета налога на игорный бизнес.
Считая отказ инспекции незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что налогоплательщик как субъект малого предпринимательства обладает правом применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, указанное право гарантировано ему положениями ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О, постановление этого суда от 19.06.2003 N 11-П).
Из изложенного следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.199 N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации общества в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядке налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.
Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8617/05 и от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним и элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых; 4 лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, предприниматель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Поскольку по состоянию на декабрь 2006 года не истекли 4 года с даты регистрации общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес создает менее благоприятные условия, общество вправе в указанных периодах применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его государственной регистрации, то есть в размере 2150 руб. за каждый игровой автомат.
В соответствии с положениями подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт уплаты обществом налога на игорный бизнес за спорный период по увеличенным ставкам, а также факт отсутствия недоимки по уплате налога на игорный бизнес и по другим налогам, подлежащим зачислению в тот же бюджет.
Правильность расчета налогоплательщиком сумм излишне уплаченного налога проверена судами и налоговым органом не оспорена.
Трехгодичный срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога обществом соблюден.
Таким образом, оснований для отказа обществу в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес у инспекции не имелось.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов не имеется, поскольку в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2008 по делу N А76-1027/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф09-8933/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника