Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2008 г. N Ф09-9103/08 по делу N А07-2542/08
Дело N А07-2542/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Дубровского В.И., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 по делу N А07-2542/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению Хайбуллинский лесхоз Республики Башкортостан, Министерству природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании налога в сумме 112817 руб. 63 коп., пени в сумме 115184 руб. 90 коп., а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с казны Республики Башкортостан (с учетом уточнения заявленных требований).
Судом в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена ответчика государственного учреждения Хайбуллинский лесхоз Республики Башкортостан его правопреемником государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан "Лесцентр" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, у предприятия за период с 2002-2003 гг. образовалась задолженность по налогам, пеням и штрафам на общую сумму 228 002 руб. 53 коп.
Неисполнение предприятием в добровольном порядке направленных в его адрес за указанный период требований об уплате налога, пеней, штрафа послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании неуплаченных сумм.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из пропуска инспекцией срока давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Шестимесячный срок для обращения в суд является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя.
Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц необходимо руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. Начисление пеней на недоимку, взыскание которой невозможно, противоречит названным нормам.
Судом установлено, что инспекцией пропущен шестимесячный срок подачи в арбитражный суд заявления о взыскании сумм налога, пеней, в связи с чем в удовлетворении требований отказано обоснованно.
Довод инспекции о соблюдении ею общего срока давности привлечения предприятия к налоговой ответственности, предусмотренного ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку срок для обращения инспекции в суд за взысканием задолженности регламентирован специальной нормой (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 по делу N А07-2542/08. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
В.И. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
...
Довод инспекции о соблюдении ею общего срока давности привлечения предприятия к налоговой ответственности, предусмотренного ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку срок для обращения инспекции в суд за взысканием задолженности регламентирован специальной нормой (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2008 г. N Ф09-9103/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника