Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 декабря 2008 г. N Ф09-9257/08-С1
Дело N А50П-804/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Думы муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар" (далее - Дума) на решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 03.10.2008 по делу N А50П-804/08.
В судебном заседании принял участие представитель унитарного муниципального предприятия "Кудымкарские городские тепловые сети" (далее -предприятие) - Григорьев М.Л. (доверенность от 14.08.2008).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края - постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением о признании недействующим решения Думы от 14.02.2008 N 10 "О плате гражданами за отопление (теплоснабжение)" (далее - решение Думы от 14.02.2008 N 10).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Региональная энергетическая комиссия Пермского края (далее - РЭК), администрация г. Кудымкара (далее - администрация).
Решением суда от 03.09.2008 заявленные требования удовлетворены. Решение Думы от 14.02.2008 N 10 признано недействующим.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Дума просит данный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу указало, что с доводами заявителя не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприятие является ресурсоснабжающей организацией, деятельность которой по производству и отпуску тепловой энергии подлежит обязательному государственному регулированию в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ).
Постановлением РЭК от 12.12.2007 N 284-т для предприятия утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, и установлен в размере 1077 руб. 15 коп. (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 Гкал.
Дума 14.02.2008 приняла постановление N 10, которым с 01.01.2008 для населения определена плата за отопление в размере 764 руб. 47 коп. (с НДС) за 1 Гкал. Указанный тариф Дума установила, исходя из тарифа на отопление для населения города, действовавшего в 2006 году, путем умножения его на 120% (предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги по муниципальному образованию "Городской округ - город Кудымкар").
Поскольку данный тариф не обеспечивал полного возмещения экономически обоснованных затрат на производство и отпуск тепловой энергии, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании решения Думы от 14.02.2008 N 10 недействующим в части установления платы за отопление (теплоснабжение) на 2008 год в размере 764 руб. 74 коп. за 1 Гкал как не соответствующего ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 15, 19, 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ст. 2, 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия у Думы полномочий на принятие оспариваемого решения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Из ч. 1 ст. 15 Федерального закона 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Законом N 41-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В силу ч. 3 названной нормы предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала года в порядке, установленном данным Законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона N 41-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, губернатором Пермской области принят указ от 23.11.2004 N 177, которым утверждено Положение о региональной энергетической комиссии, в силу которого обязанность по установлению тарифов на энергию, в том числе электрическую и тепловую, на территории Пермской области возложена на РЭК. Полномочиями по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию органам местного самоуправления законом Пермского края не передавались.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое решение Думы принято с превышением полномочий, в связи с чем противоречит положениям Закона N 41-ФЗ, является обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела арбитражным судом (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 03.10.2008 по делу N А50П-804/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Думы муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 6 Закона N 41-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, губернатором Пермской области принят указ от 23.11.2004 N 177, которым утверждено Положение о региональной энергетической комиссии, в силу которого обязанность по установлению тарифов на энергию, в том числе электрическую и тепловую, на территории Пермской области возложена на РЭК. Полномочиями по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию органам местного самоуправления законом Пермского края не передавались.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое решение Думы принято с превышением полномочий, в связи с чем противоречит положениям Закона N 41-ФЗ, является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2008 г. N Ф09-9257/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника