Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 декабря 2008 г. N Ф09-9327/08-С1
Дело N А60-14381/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе (далее - региональное отделение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2008 по делу N А60-14381/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
регионального отделения - Клочихин Д.А. (доверенность от 10.12.2008);
общества с ограниченной ответственностью "РК "Оборонснабсбыт" (далее - общество) - Каримова Р.А. (доверенность от 19.12.2007 N 88).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 09.06.2008 N 01(02-08/28) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому производство по делу об административном правонарушении N 02-08/28, возбужденное в отношении общества по ст. 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решением суда от 16.06.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, региональное отделение просит указанные судебные акты отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на правомерность вынесения оспариваемого постановления, поскольку в действиях общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.
Общество в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах региональным отделением установлены факты непредставления обществом в установленный срок в региональное отделение уведомления владельцам обыкновенных акций открытого акционерного общества "Оборонснабсбыт" о праве требовать выкупа принадлежащих им акций.
По результатам проверки региональным отделением был составлен акт от 05.05.2008 б/н, протокол об административном правонарушении от 23.05.2008 б/н, на основании которых вынесено постановление от 09.06.2008 N 01(02-08/28) о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. При этом указанным постановлением заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении лицом, которое приобрело более 30% акций открытого акционерного общества, правил их приобретения.
Считая постановление отделения незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем признали оспариваемое постановление незаконным.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Согласно п. 1 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208 "Об акционерных обществах" (далее - Закон) лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам-владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 208-ФЗ"
В соответствии с п. 1, 2 ст. 84.7 Закона лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных п. 1 ст. 84.2 Закона, или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев.
Указанное лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права.
В то же время в соответствии с п. 1 ст. 84.9 Закона уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное ст. 84.7 Закона, до направления их в открытое общество представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (предварительное уведомление).
Вместе с тем в силу п. 9 ст. 84.7 Закона лицо, которое в результате обязательного предложения стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вместо исполнения обязанностей, указанных в пунктах 1-7 настоящей статьи, вправе направить в открытое общество требование о выкупе ценных бумаг в соответствии со ст. 84.8 Закона.
При этом лицо, указанное в п. 1 настоящей статьи, обязано выполнить требования владельцев ценных бумаг о выкупе принадлежащих им ценных бумаг, предъявленные в соответствии с п. 8 настоящей статьи до направления лицом, указанным в п. 1 настоящей статьи, в открытое общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 Закона.
Согласно п. 1 ст. 84.8 Закона лицо, указанное в п. 1 ст. 84.7 Закона, вправе направить в открытое общество требование о выкупе указанных ценных бумаг в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных п. 1 ст. 84.2 Закона, или обязательного предложения, если в результате принятия соответствующего добровольного предложения или обязательного предложения было приобретено не менее чем 10% общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 Закона. Требование о выкупе ценных бумаг направляется владельцам выкупаемых ценных бумаг через открытое общество.
При этом согласно п. 1 ст. 84.9 Закона требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное ст. 84.8 Закона, до направления их в открытое общество также представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 15.28 Кодекса установлена ответственность за нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения.
Как следует из материалов дела, в порядке п. 1-7 ст. 84.7 Закона владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права заявителем не направлялось. Вместе с тем обществом в рамках реализации процедуры обязательного предложения и в порядке п. 9 ст. 84.7 Закона было направлено требование от 04.05.2008 открытому акционерному обществу "Оборонснабсбыт" о выкупе ценных бумаг в соответствии со ст. 84.8 Закона, полученное последним 22.05.2008. При этом указанное требование до направления открытому акционерному обществу "Оборонснабсбыт" было представлено в региональное отделение. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно требованием о выкупе ценных бумаг открытого акционерного общества "Оборонснабсбыт" от 04.05.2008, сопроводительным письмом общества от 04.05.2008 N 78 с соответствующими отметками отделения.
При таких обстоятельствах суды, полно и всесторонне исследовав совокупность доказательств с соблюдением требований, установленных ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что направленное обществом требование в порядке ст. 84.8 Закона применительно к положениям п. 9 ст. 84.7 Закона с соблюдением предусмотренных для этого условий не влечет возникновение у общества обязанности направить уведомление региональному отделению в порядке п. 1 ст. 84.7 Закона, а также то обстоятельство, что при вынесении оспариваемого постановления отделением не был исследован вопрос о том, предъявлялись ли какие-либо требования владельцами ценных бумаг обществу до направления им требования о выкупе ценных бумаг в порядке реализации права, установленного п. 9 ст. 84.7 Закона, и были ли нарушены условия применения такого права обществом, пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем правомерно признали обжалуемое постановление незаконным и отменили его.
Доводы регионального отделения, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2008 по делу N А60-14381/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в порядке п. 1-7 ст. 84.7 Закона владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права заявителем не направлялось. Вместе с тем обществом в рамках реализации процедуры обязательного предложения и в порядке п. 9 ст. 84.7 Закона было направлено требование от 04.05.2008 открытому акционерному обществу "Оборонснабсбыт" о выкупе ценных бумаг в соответствии со ст. 84.8 Закона, полученное последним 22.05.2008. При этом указанное требование до направления открытому акционерному обществу "Оборонснабсбыт" было представлено в региональное отделение. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно требованием о выкупе ценных бумаг открытого акционерного общества "Оборонснабсбыт" от 04.05.2008, сопроводительным письмом общества от 04.05.2008 N 78 с соответствующими отметками отделения.
При таких обстоятельствах суды, полно и всесторонне исследовав совокупность доказательств с соблюдением требований, установленных ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что направленное обществом требование в порядке ст. 84.8 Закона применительно к положениям п. 9 ст. 84.7 Закона с соблюдением предусмотренных для этого условий не влечет возникновение у общества обязанности направить уведомление региональному отделению в порядке п. 1 ст. 84.7 Закона, а также то обстоятельство, что при вынесении оспариваемого постановления отделением не был исследован вопрос о том, предъявлялись ли какие-либо требования владельцами ценных бумаг обществу до направления им требования о выкупе ценных бумаг в порядке реализации права, установленного п. 9 ст. 84.7 Закона, и были ли нарушены условия применения такого права обществом, пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем правомерно признали обжалуемое постановление незаконным и отменили его."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2008 г. N Ф09-9327/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника