Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9513/08-С6
Дело N А60-3656/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловской железной дороги -филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2008 по делу N А60-3656/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального государственного учреждения здравоохранения "Федеральный центр" гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту (далее - учреждение здравоохранения) - Матвеева Т.Н. (доверенность от 03.09.2008);
общество "Российские железные дороги" - Русакова Н.Н. (доверенность от 08.12.2007 N 66Б 054889);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее -Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту) - Матвеева Т.Н. (доверенность от 26.03.2007 N 99 НП 2252701).
Учреждение здравоохранения обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Российские железные дороги" о признании недействительным зарегистрированного права собственности общества "Российские железные дороги" на объект недвижимого имущества - помещение дорожной СЭС, назначение нежилое, общей площадью 245,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 64а, номер на плане: 1 этаж - помещения N 1-26, с кадастровым (условным) номером 66:41:0206025:0008:65:401:001:003486910:0010:20001, а также о признании права оперативного управления истца на данное помещение, общая площадь которого, по данным технического паспорта по состоянию на 11.01.2005 г., составляет 238,2 кв.м (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, Свердловский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2008 исковые требования удовлетворены. Признана недействительной государственная регистрация права собственности общества "Российские железные дороги" на объект недвижимости - помещение дорожной СЭС, назначение нежилое, общей площадью 245,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д. 64а, номер на плане: 1 этаж, N 1-26, с кадастровым (условным) номером 66:41:0206025:0008:65:401:001:003486910:0010:20001; за учреждением здравоохранения признано право оперативного управления на указанное имущество.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 решение изменено в части. Признано недействительным зарегистрированное право собственности общества "Российские железные дороги" на объект недвижимости - помещение дорожной СЭС, назначение нежилое, общей площадью 245,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д. 64а, номер на плане: 1 этаж, N 1-26, с кадастровым (условным) номером 66:41:0206025:0008:65:401:001:003486910:0010:20001. В остальной части решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Российские железные дороги" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций ст. 209, 210, 214, 217, 218, 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 103, 273, 274, 275, 276, 277, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом заявитель кассационной жалобы указал, что основаниями для государственной регистрации права собственности общества "Российские железные дороги" на спорное имущество являлись: постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", распоряжение от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884 и сводный передаточный акт от 30.09.2003. Правоустанавливающие документы, послужившие основанием для государственной регистрации права собственности ответчика на спорное имущество, не оспорены. Кроме того, общество полагает, что судами необоснованно удовлетворены два самостоятельных требования истца.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, 20.03.2004 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области произведена государственная регистрация права собственности общества "Российские железные дороги" на помещение дорожной СЭС, назначение нежилое, общей площадью 245,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д. 64а, номер на плане: 1 этаж, N 1-26, с кадастровым (условным) номером 66:41:0206025:0008:65:401:001:003486910:0010:20001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АБ N 148869).
В качестве основания для государственной регистрации права в свидетельстве указаны: постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 и сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал общества "Российские железные дороги" от 30.09.2003, утвержденный распоряжением от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884.
Учреждение здравоохранения, полагая, что государственная регистрация права собственности общества "Российские железные дороги" на указанное имущество произведена незаконно, так как спорный объект, являясь федеральной собственностью, принадлежит учреждению на праве оперативного управления, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что наличие оснований возникновения у истца права оперативного управления на спорный объект недвижимого имущества подтверждено материалами дела.
При рассмотрении спора судами установлено, что помещение дорожной СЭС, расположенное на 1 этаже д. 64а по ул. Челюскинцев г. Екатеринбурга, до осуществления ответчиком государственной регистрации права собственности на него, находилось в собственности Российской Федерации.
В указанном помещении, закрепленном на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием "Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации", располагался Центр санитарно-эпидемиологического надзора Свердловского отделения железной дороги станции Свердловск-Пассажирский.
Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из Устава Свердловской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации, Центр санитарно-эпидемиологического надзора Свердловского отделения железной дороги станции Свердловск-Пассажирский входил в состав Свердловской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 03.09.2002 N 477р "О передаче учреждений санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля в ведение МПС России и их переименовании" государственные учреждения здравоохранения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля с 01.10.2002 были выведены из состава железных дорог и переданы в непосредственное ведение Министерства путей сообщения Российской Федерации. Здания и сооружения, используемые указанными учреждениями, было предписано передать с баланса железных дорог, их предприятий и учреждение на баланс государственных учреждений санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля.
Во исполнение указанного распоряжения федеральным государственным унитарным предприятием "Свердловская железная дорога" издан приказ от 24.10.2002 N 172/н о передаче зданий, сооружений и помещений, используемых центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с баланса железной дороги, ее предприятий и учреждений на баланс центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
По акту приема-передачи недвижимого имущества, утвержденному 24.02.2003 Министерством путей сообщения Российской Федерации, государственное унитарное предприятие "Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" передало государственному учреждению здравоохранения "Свердловский отделенческий центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей сообщения Российской Федерации" помещения 1-го этажа, площадью 254,1 кв.м, в жилом доме по ул. Челюскинцев, 64а в г. Екатеринбурге.
Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 05.09.2003 N 786р за указанным учреждением закреплено в оперативном управлении имущество, в том числе помещение площадью 254,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 64а.
Впоследствии на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р государственное учреждение здравоохранения "Екатеринбургский отделенческий центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей сообщения Российской Федерации" было реорганизовано путем слияния в федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту".
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Руководствуясь указанной нормой права и установив, что Министерство путей сообщения Российской Федерации было наделено полномочиями разрешать безвозмездную передачу основных фондов с баланса на баланс предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, осуществлять закрепление имущества в оперативное управление за учреждениями федерального железнодорожного транспорта, суды пришли к правильному выводу о то, что собственником в лице уполномоченного органа было принято решение о закреплении за истцом на праве оперативного управления спорного имущества, соответствующее имущество было передано данному лицу.
В силу п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Между тем доказательства, свидетельствующие о намерении собственника спорного имущества прекратить право оперативного управления истца путем изъятия имущества, в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем государственное унитарное предприятие "Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации", у которого было изъято спорное помещение, на основании распоряжения Министерства путей сообщений Российской Федерации от 11.10.2002 N 601р было реорганизовано путем присоединения в качестве филиала к федеральному государственному унитарному предприятию "Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации".
Передача имущества реорганизуемого предприятия произведена по передаточному акту N 11/208, утвержденному Министерством путей сообщения Российской Федерации 11.03.2003 (т. 1, л.д. 110).
Впоследствии постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено общество "Российские железные дороги". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал общества "Российские железные дороги".
Учреждения здравоохранения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля не были включены в указанный перечень.
Однако спорный объект недвижимого имущества - помещение дорожной СЭС, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 64а, по акту от 13.10.2003 передан в уставный капитал общества "Российские железные дороги".
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что на момент передачи спорного имущества в уставный капитал общества "Российские железные дороги" спорный объект недвижимого имущества находился в ведении государственного учреждения здравоохранения "Свердловский отделенческий центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей сообщения Российской Федерации" и не входил в состав имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации", передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ответчика в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что названный объект не мог быть включен в сводный передаточный акт от 30.09.2003 г., указанный ответчиком в качестве основания возникновения права собственности.
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали, что оснований для регистрации права собственности на помещение дорожной СЭС, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 64а, у общества "Российские железные дороги" не имелось, в связи с чем удовлетворили исковые требования.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, нарушений судами первой и апелляционной инстанций положений, предусмотренных ст. 209, 210, 214, 217, 218, 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 103, 273, 274, 275, 276, 277, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу N А60-3656/2008 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Впоследствии постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено общество "Российские железные дороги". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал общества "Российские железные дороги".
...
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что на момент передачи спорного имущества в уставный капитал общества "Российские железные дороги" спорный объект недвижимого имущества находился в ведении государственного учреждения здравоохранения "Свердловский отделенческий центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей сообщения Российской Федерации" и не входил в состав имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации", передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ответчика в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что названный объект не мог быть включен в сводный передаточный акт от 30.09.2003 г., указанный ответчиком в качестве основания возникновения права собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9513/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника