Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 декабря 2008 г. N Ф09-9463/08-С3
Дело N А60-7709/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "СеДиНТаг" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2008 по делу N А60-7709/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Шошина Т.В. (доверенность от 03.10.2008 N 05-13/28790).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 31.03.2008 N 18-17/43 в части доначисления транспортного налога за 2004 год в сумме 171 375 руб., за 2005 год - в сумме 226 215 руб., начисления пеней в сумме 132 472 руб. и привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 45 243 руб.
Решением суда от 25.06.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции от 31.03.2008 N 18-17/43 в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неполную уплату транспортного налога за 2005 год в виде взыскания штрафа в сумме 45 243 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Общество считает, что в соответствии с Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.1995 N ДВ-110, действующими в рассматриваемый период, плательщиком транспортного налога являлся эксплуатант, а не собственник воздушного судна. По мнению налогоплательщика, судами не учтено, что Министерство финансов Российской Федерации в письме от 10.12.2007 разъяснило, что порядок налогообложения воздушных судов, согласно которому налогоплательщиками в отношении воздушных судов признаются лица, обладающие вещными правами на воздушные суда, а не эксплуатант, применяется с 01.01.2008. До этого момента подлежит применению порядок, согласно которому плательщиком транспортного налога признается эксплуатант, поэтому перерасчет налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производится.
С учетом приведенных доводов налогоплательщик полагает, что доначисление инспекцией транспортного налога за проверяемый период и начисление пеней за его несвоевременную уплату неправомерны.
Отзыв на кассационную жалобу инспекцией не представлен.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества составлен акт от 04.03.2008 N 18-11/33 и вынесено решение от 31.03.2008 N 18-17/43, которым, в частности, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 45 243 руб. за неполную уплату транспортного налога за 2005 год, ему доначислен транспортный налог за 2004 год в сумме 171 375 руб., за 2005 год - в сумме 226 215 руб., начислены пени в сумме 132 472 руб.
Основанием для вынесения решения в данной части послужил вывод налогового органа о том, что общество при исчислении транспортного налога за проверяемый период не учло в качестве объекта налогообложения воздушное судно - самолет ЯК-40, принадлежащее ему на праве собственности.
Общество, полагая, что решение инспекции от 31.03.2008 N 18-17/43 в части доначисления транспортного налога за 2004 год в сумме 171 375 руб., за 2005 год - в сумме 226 215 руб., начисления соответствующих пеней и штрафа в сумме 45 243 руб., является незаконным, обратилось в суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления обществу транспортного налога за 2004 год в сумме 171 375 руб., за 2005 год - в сумме 226 215 руб., начисления ему пеней за его несвоевременную уплату в сумме 132 472 руб., исходя из того, что общество является плательщиком транспортного налога в отношении самолета ЯК-40, принадлежащего ему на праве собственности, в связи с чем сделали вывод о правомерности действий инспекции по доначислению обществу транспортного налога и начислении соответствующих пеней.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
На основании ст. 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в силу ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Кодекса).
В силу п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.
Признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании контракта от 16.09.2002 N 02/09-15/140-х и согласно свидетельствам о государственной регистрации от 30.09.2002, 15.07.2005 собственником воздушного судна ЯК-40 с опознавательными знаками RA-87974 (заводской номер 9041960) в проверяемый период являлось общество.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в силу ст. 357 Кодекса общество являлось плательщиком транспортного налога в отношении указанного транспортного средства, однако при исчислении и уплате налога за спорный период не учло его в качестве объекта налогообложения.
Правильность начисления пеней судами проверена и подтверждается соответствующим расчетом.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения инспекции в связи с правомерным доначислением обществу транспортного налога и начислением соответствующих пеней являются законными и обоснованными.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
Министерство финансов Российской Федерации в силу п. 1 ст. 4 Кодекса не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые изменяют или дополняют законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, возникающих в сфере налогов и сборов, арбитражные суды не связаны разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства финансов Российской Федерации, которые не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям п. 8 ст. 75 Кодекса с учетом того, что недоимка по транспортному налогу возникла у налогоплательщика за 2004, 2005 гг.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно по отношению к установленным ими фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы общества и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2008 по делу N А60-7709/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СеДиНТаг" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Общество при исчислении транспортного налога не учло в качестве объекта налогообложения воздушное судно - самолет, принадлежащий ему на праве собственности. По мнению общества, в соответствии с Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 12.10.1995 N ДВ-110 (действующими в спорный период) плательщиком транспортного налога является эксплуатант, а не собственник воздушного судна. Кроме того, Минфин РФ в письме от 10.12.2007 разъяснил, что порядок налогообложения воздушных судов, согласно которому налогоплательщиками в отношении воздушных судов признаются лица, обладающие вещными правами на воздушные суда, а не эксплуатант, применяется с 01.01.2008. До этого момента подлежит применению порядок, согласно которому плательщиком транспортного налога признается эксплуатант, поэтому перерасчет налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производится.
Как указал суд, признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно свидетельства о государственной регистрации собственником воздушного судна в проверяемый период являлось общество.
Следовательно, общество являлось плательщиком транспортного налога в отношении указанного транспортного средства, и доначисление ему налога является правомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2008 г. N Ф09-9463/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника