Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 декабря 2008 г. N Ф09-9393/08-С3
Дело N А07-8306/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2008 по делу N А07-8306/08.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об обязании инспекции возвратить излишне уплаченные проценты, начисленные за пользование бюджетными средствами, в сумме 50 494 руб. 14 коп. или провести зачет указанной суммы в счет уплаты текущих платежей (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.08.2008 заявленные требования удовлетворены: суд обязал налоговый орган осуществить зачет переплаты по процентам, начисленным за пользование бюджетными средствами, в сумме 50 494 руб. 14 коп. в счет уплаты текущих платежей.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению налогового органа, обществом пропущен трехлетний срок, установленный п. 7 ст. 78 Кодекса для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога. Кроме того, инспекция ссылается на то, что проценты, начисленные за пользование бюджетными средствами, не отвечают понятию налога, сбора, пени, штрафа и, следовательно, положения ст. 78 Кодекса к спорным правоотношениям не могут быть применены.
В представленном отзыве общество возражает против доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 20.12.2007 N 64/697 о зачете переплаты по процентам, начисленным за пользование бюджетными средствами, в сумме 50 494 руб. 14 коп. в счет уплаты текущих платежей. Решением от 28.02.2008 N 235 налоговый орган отказал в проведении зачета, ссылаясь на то, что проценты, начисленные за пользование бюджетными средствами, не отвечают понятию налога, сбора, пени, штрафа.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия у общества права на зачет.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
В силу п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом началом течения этого срока определен день уплаты налога.
В связи с тем, что обязанность инспекции по зачету излишне уплаченного налога возникает в случае подачи налогоплательщиком заявления в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, подача заявления за пределами указанного срока является самостоятельным основанием для отказа инспекцией в зачете излишне уплаченного налога.
В случае пропуска налогоплательщиком срока, установленного п. 7 ст. 78 Кодекса, он вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате (зачете) из бюджета переплаченной суммы налога. В этом случае подлежат применению общие правила исчисления срока исковой давности.
Содержащаяся в п. 7 ст. 78 Кодекса норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в данном случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-O.
Установив, что об имеющейся переплате обществу стало известно в апреле 2006 года (при получении извещения от 18.04.2006 о проведении зачета), суд пришел к обоснованному выводу о том, что срок подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога налогоплательщиком не пропущен.
В силу п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. С сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
При этом контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации (п. 19 указанного Порядка).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 22.03.2005 N 13054/04, по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 Кодекса представляет собой изменение срока уплаты налога.
Кроме того, порядок зачета излишне уплаченных сумм процентов по реструктуризованной задолженности бюджетным законодательством не предусмотрен, однако это обстоятельство не может лишить права налогоплательщика на возврат или зачет излишне уплаченных сумм процентов.
Поскольку спорные правоотношения в связи с зачетом начисленных и уплаченных процентов по реструктуризованной задолженности в бюджет по обязательным платежам прямо не урегулированы нормами бюджетного законодательства и в целях восполнения пробелов в законодательстве, суд кассационной инстанции считает обоснованным в силу ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение аналогии закона -положений ст. 78 Кодекса, регулирующих сходные отношения в сфере налоговых правоотношений - порядок и условия зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора.
Таким образом, ссылки инспекции на то, что проценты, начисленные за пользование бюджетными средствами, не отвечают понятию налога, сбора, пени, штрафа и, следовательно, положения ст. 78 Кодекса к спорным правоотношениям не могут быть применены, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, поскольку наличие переплаты процентов, начисленных за пользование бюджетными средствами, в сумме 50 494 руб. 14 коп. подтверждается материалами дела, справкой N 13428 по состоянию на 25.04.2008 и не оспаривается налоговым органом, суд правомерно применил в рассматриваемой ситуации порядок зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, установленный ст. 78 Кодекса, и удовлетворил заявленные обществом требования.
Выводы суда и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2008 по делу N А07-8306/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку спорные правоотношения в связи с зачетом начисленных и уплаченных процентов по реструктуризованной задолженности в бюджет по обязательным платежам прямо не урегулированы нормами бюджетного законодательства и в целях восполнения пробелов в законодательстве, суд кассационной инстанции считает обоснованным в силу ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение аналогии закона -положений ст. 78 Кодекса, регулирующих сходные отношения в сфере налоговых правоотношений - порядок и условия зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора.
Таким образом, ссылки инспекции на то, что проценты, начисленные за пользование бюджетными средствами, не отвечают понятию налога, сбора, пени, штрафа и, следовательно, положения ст. 78 Кодекса к спорным правоотношениям не могут быть применены, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, поскольку наличие переплаты процентов, начисленных за пользование бюджетными средствами, в сумме 50 494 руб. 14 коп. подтверждается материалами дела, справкой N 13428 по состоянию на 25.04.2008 и не оспаривается налоговым органом, суд правомерно применил в рассматриваемой ситуации порядок зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, установленный ст. 78 Кодекса, и удовлетворил заявленные обществом требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2008 г. N Ф09-9393/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника