Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 декабря 2008 г. N Ф09-9395/08-С3
Дело N А76-9443/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 2009 г. N 2649/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 2649/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.09.2008 по делу N А76-9443/08.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Соснин А.В. (доверенность от 15.04.2008 N 03-19/6331).
Представитель Муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое жилищно-коммунальное объединение "Станкострой" (далее - предприятие, налогоплательщик), о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными требования инспекции от 18.01.2008 N 989 в части уплаты пени в сумме 442 321 руб. 14 коп. , решений инспекции от 11.02.2008 N 3811 о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика и от 11.02.2008 N 4535 о приостановлении операций по счетам в банке.
Решением суда от 09.09.2008 требования предприятия удовлетворены. Признаны недействительными требование инспекции от 18.01.2008 N 989, решения инспекции от 11.02.2008 N 3811 и N 4535.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит отменить решение суда и отказать предприятию в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что действующее налоговое законодательство не содержит прямого запрета на выставление требований на уплату налога налогоплательщикам, находящимся в процедуре ликвидации, также Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусмотрено прекращение исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения в стадии ликвидации. Налоговый орган указывает, что в случае добровольного неисполнения требования об уплате задолженности по пене ликвидатор предпримет меры по включению задолженности в соответствующий реестр требований кредиторов или за реестр требований кредиторов. Кроме того, по мнению инспекции, предпринятые меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы города Челябинска от 02.02.2007 N 303 принято решение о добровольной ликвидации предприятия и назначении ликвидационной комиссии, по уведомлениям предприятия указанные сведения зарегистрированы 14.02.2007 в Едином государственном реестре юридических лиц.
Инспекцией в адрес предприятия направлено требование по состоянию на 18.01.2008 N 989 об уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога за 2005-2007 годы, в сумме 455 611 руб. 33 коп.
В связи с неисполнением данного требования в срок до 08.02.2008 инспекцией приняты решение от 11.02.2008 N 3811 о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в сумме 455 611 руб. 33 коп. и решение от 11.02.2008 N 4535 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
В соответствии с проведенной в период рассмотрения дела сверкой налоговым органом пересчитана сумма пени за неуплату единого социального налога, которая составила 442 321 руб. 14 коп.
Считая указанные требование и решения незаконными, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что выставление инспекцией требования об уплате пеней, вынесение решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителем предприятия решения о его ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, противоречат положениям гражданского и налогового законодательства и влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления инспекцией требования об уплате налога и пеней.
В силу ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
С момента направления требования инспекцией начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04.
В соответствии со ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Пунктом 8 ст. 46, ст. 72, 76 Кодекса предусмотрен такой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (пеней), как приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.
В случае ликвидации организации ст. 49 Кодекса предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
На основании п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Согласно п. 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Приведенные положения ст. 49 Кодекса и ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иных порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителем предприятия решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Кроме того, из материалов дела следует и налоговым органом не опровергнуты доводы предприятия о том, что суммы единого социального налога, на которые начислены спорные суммы пеней, уплачены предприятием своевременно и в полном объеме.
При таких обстоятельствах оспариваемые требование и решения инспекции о взыскании задолженности по пеням и приостановлении операций по счетам налогоплательщика, принятые после принятия решения о добровольной ликвидации предприятия, создании ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, не соответствуют требованиям налогового и гражданского законодательства, а также нарушают права предприятия, находящегося в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.09.2008 по делу N А76-9443/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
...
Приведенные положения ст. 49 Кодекса и ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иных порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителем предприятия решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2008 г. N Ф09-9395/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника