Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9432/08-С2
Дело N А50-6342/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения -Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2008 по делу N А50-6342/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Фонда - Семенова М.Г. (доверенность от 21.08.2008 N 01-1305/30120).
Муниципальное предприятие санитарного автотранспорта г. Перми (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 03.04.2008 N 391 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" в части отказа в непринятии к зачету расходов предприятия в сумме 1484 руб. 83 коп.
Оспариваемое решение принято по результатам выездной проверки по вопросу расходов на цели государственного социального страхования за период с 01.01.2006 по 31.12.2007. Основанием для принятия указанного решения послужили выводы Фонда о том, что предприятием с нарушением п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 (далее - Положение), израсходованы средства на цели обязательного социального страхования в сумме 1484 руб. 83 коп.
Полагая, что указанное решение Фонда является неправомерным, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением суда от 02.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из обоснованности действий предприятия по предъявлению к зачету расходов в счет страховых взносов в сумме 336,82 руб. и о правомерности применения норм Положения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Фонд просит указанные судебные акты отменить полностью, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению Фонда, предприятию при выплате пособия Каменеву Д.А. в сумме 336 руб. 82 коп. следовало руководствоваться абз. 16 п. 30 Положения и выплатить пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком за период с 8 по 14 календарный день в размере не 100%, а 50% заработка независимо от непрерывного трудового стажа. Пособие по временной нетрудоспособности на основании больничных листов Бурдова В.С., Мударисова А.Н., Чазова А.Л., Шумилова А.Т. должно выплачиваться до дня поступления документов в учреждение медико-социальной экспертной комиссии (далее - МСЭ), не включая данный день.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -Трудовой кодекс) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Поскольку в указанный период такой закон еще не был принят, то в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса подлежат применению правовые акты, не противоречащие ему, а именно Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 (далее - Основные условия).
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.10.1987 N 1177 п. 25 Основных условий был дополнен абзацем следующего содержания: "Пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдается за первые 7 календарных дней, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - за первые 10 календарных дней по нормам, предусмотренным подпунктами "а" - "г" настоящего пункта, и за период соответственно с 8-го по 14-й календарный день и с 11-го по 14-й календарный день - во всех случаях в размере 50 процентов заработка".
В дальнейшем в постановлении от 10.04.1990 N 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" Верховный Совет СССР обязал Совет Министров СССР совместно с ВЦСПС до 1 января 1991 г. определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми-инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществить уход за ребенком.
Во исполнение указанного постановления Верховного Совета СССР Кабинет министров СССР принял постановление от 14.08.1991 N 601 "О порядке обеспечения в отдельных случаях пособиями по государственному социальному страхованию" (далее - Постановление от 14.08.1991 N 601), в соответствии с которым установлены случаи выдачи больничных листков и пособий по временной нетрудоспособности работающим лицам, занятым уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, и одному из работающих родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, на весь период санаторного лечения ребенка (с учетом времени на проезд) при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ним. Указанным постановлением также внесены изменения в Особые условия.
В соответствии с абз. 16 п. 30 Положения пособие по уходу за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11 -го по 14-й календарный день выдается в размере 50% заработка независимо от непрерывного трудового стажа.
Согласно п. 18 Положения в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, пособие может выдаваться работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет. В данном случае пособие выдается за период освобождения от работы взрослого члена семьи из-за болезни матери и необходимости ухода за ребенком в связи с его инвалидностью или малолетним возрастом, а не в связи с болезнью ребенка. При исчислении пособия по временной нетрудоспособности в данном случае следует руководствоваться абз. 17 (последний) п. 30 Положения, согласно которому пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида выдается по нормам, предусмотренным подп. "а" - "в" данного пункта. Следовательно, сокращение размера пособия до 50% заработка с 8-го или с 11-го дня при указанном страховом случае не производится.
Аналогичная позиция содержится в разъясняющем указанное Положение письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.2000 N 02-18/05-7922.
Таким образом, абз. 16 - 17 п. 30 Положения регламентируют различные страховые случаи и приняты с целью разграничения пособий по субъектам и видам страховых случаев. Неустранимых неясностей указанные пункты Положения не содержат и сами по себе не направлены на дискриминацию человека и гражданина в сфере охраны здоровья, что подтверждено законодателем в подп. 1 п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", согласно которому размер пособия по уходу за больным ребенком, находящимся на амбулаторном лечении, начиная с 11-го дня исчисляется в размере 50% среднего заработка.
На основании изложенного, пособие по временной нетрудоспособности, введенное Постановлением от 14.08.1991 N 601, предусматривает дополнительные социальные гарантии только для определенной категории лиц -для семей, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов в случае невозможности осуществления ухода за ребенком матерью.
Из материалов дела следует, что работник предприятия - Каменев Д.А. осуществлял уход за больным ребенком в возрасте до трех лет. В период проверки установлено, что листок нетрудоспособности серии ВВ N 0743144 оплачен с нарушением п. 30 Положения из расчета 100% среднего заработка за весь период нахождения на больничном листе, без уменьшения размера пособия с 8 календарного дня до 50% заработка.
Следовательно, судами сделан неправильный вывод о том, что Фондом незаконно отказано в принятии к зачету расходов по оплате пособий по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до трех лет в сумме 336 руб. 82 коп., в силу того, что к льготным категориям граждан, имеющих право на дополнительные гарантии при страховании, Каменев Д.А. не относится; судебные акты подлежат отмене в этой части.
Удовлетворяя требования предприятия в части предъявления им к зачету 1148 руб. 01 коп. в составе выплаченного пособия по временной нетрудоспособности, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно п. 3.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома России N 206 и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21, при установлении группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой регистрации направления на МСЭ.
В соответствии с п. 19 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965, и п. 11 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 и действовавших в проверяемый период, датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, дата направления на МСЭ работников предприятия Бурдова В.С., Шумилова А.Т., Мударисова А.Н., Чазова А.Л. соответствует дате окончания срока временной нетрудоспособности.
На основании изложенного судом обеих инстанций с учетом п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации правильно применены указанные постановления Правительства Российской Федерации и сделан обоснованный вывод о наличии у предприятия права на зачет расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 1148 руб. 01 коп.
Ссылка Фонда на то, что расчет размера пособий по временной нетрудоспособности сделан предприятием в противоречии с п. 10 Положения, в соответствии с которым пособие по временной нетрудоспособности назначается до дня установления инвалидности и завершается днем, предшествующим дню регистрации направления на установление инвалидности в учреждении МСЭ, судом кассационной инстанции не принимается, так как не учитывает положения всех указанных нормативных актов в их совокупности и взаимосвязи.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2008 по делу N А50-6342/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по тому же делу отменить в части признания недействительным решения государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.04.2008 N 391 по незачету страховых взносов в сумме 336 руб. 82 коп. по пособию по уходу за больным ребенком в возрасте до трех лет.
В указанной части в удовлетворении требований Муниципального предприятия санитарного автотранспорта г. Перми отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и следует из материалов дела, дата направления на МСЭ работников предприятия Бурдова В.С., Шумилова А.Т., Мударисова А.Н., Чазова А.Л. соответствует дате окончания срока временной нетрудоспособности.
На основании изложенного судом обеих инстанций с учетом п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации правильно применены указанные постановления Правительства Российской Федерации и сделан обоснованный вывод о наличии у предприятия права на зачет расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 1148 руб. 01 коп.
Ссылка Фонда на то, что расчет размера пособий по временной нетрудоспособности сделан предприятием в противоречии с п. 10 Положения, в соответствии с которым пособие по временной нетрудоспособности назначается до дня установления инвалидности и завершается днем, предшествующим дню регистрации направления на установление инвалидности в учреждении МСЭ, судом кассационной инстанции не принимается, так как не учитывает положения всех указанных нормативных актов в их совокупности и взаимосвязи."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9432/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника