Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 декабря 2008 г. N Ф09-8754/08-С1
Дело N А47-4424/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Сибирский тракт" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.08.2008 по делу N А47-4424/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества и Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области (далее - управление) в суд кассационной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 12.08.2008 заявленные требования удовлетворены. Судом переквалифицированы действия общества и общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на ошибочность вывода судов об обязательности проведения послерейсовых и межрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и указывая, что проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей является необходимым, а проведение послерейсовых и межрейсовых медицинских осмотров должно проводится в зависимости от особенностей эксплуатации транспортных средств и условий работы водителей на линии, а также ссылаясь на неправильное применение судами положений приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее -Закон N 196-ФЗ), Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение).
Управление в отзыве на кассационную жалобу указывает на несостоятельность доводов общества, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением в период с 19.06.2008 по 30.06.2008 проведена проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий, требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность, связанную с эксплуатацией автомобильного транспорта.
В ходе проверки управлением установлен факт грубого нарушения обществом законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившегося в использовании транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к эксплуатации и не прошедшего предрейсового технического осмотра.
Кроме того, установлены также иные нарушения: несоблюдение обществом норм, правил и процедур технического обслуживания и ремонта транспортных средств, установленных заводами-изготовителями транспортных средств, отсутствие соответствующего документа, выдаваемого исполнителем работ, которым подтверждается, что автобус прошел техническое обслуживание и ремонт и отвечает требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортного средства, участвующего в дорожном движении, обществом не обеспечен ежедневный контроль за техническим состоянием транспортных средств перед выездом на линию, не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, владелец автобусов не составил и не утвердил на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок, схему маршрута с указанием опасных участков, маршрут регулярных пассажирских перевозок не согласован с руководителем организации, в ведении которой находятся железнодорожные переезды, обществом не организовано проведение стажировки водителей транспортных средств.
По итогам проверки управлением составлены акт от 30.06.2008 N 4439, протокол N 010079 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суды переквалифицировали действия общества с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса на ч. 3 ст. 14.1 Кодекса и указали на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.
Вывод судов в обжалуемой части является правильным, основанным на материалах дела и действующем законодательстве.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подп. 62 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В силу подп. "б" п. 4 Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится, в частности, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со ст. 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В ст. 23 Закона N 196-ФЗ указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Обязанность владельцев автобусов по организации проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов предусмотрена также п. 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.
Аналогичное требование содержится и в п. 3.3.3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров", в котором указано, что организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что требование о проведении послерейсовых медицинских осмотров водителей также является лицензионным требованием, которое должно обязательно соблюдаться обществом в силу положений Закона N 128-ФЗ и Положения.
Доказательства, подтверждающие организацию проведения обществом послерейсового медицинского осмотра водителей автобусов, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что общество не выполняет лицензионные требования по организации проведения послерейсовых медицинских осмотров водителей, является правильным.
С учетом изложенного суды обоснованно указали на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.
Довод общества о несоразмерности назначенного наказания тяжести совершенного правонарушения в связи с тем, что из восьми выявленных управлением нарушений в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение только одно (непроведение послерейсового медицинского осмотра водителей), является несостоятельным, так как штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, с учетом всех обстоятельства дела. Возможность назначения наказания ниже низшего предела Кодексом не предусмотрена. Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса судами не установлено.
В остальной части судебные акты также являются законными и обществом не оспариваются.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.08.2008 по делу N А47-4424/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Сибирский тракт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, подтверждающие организацию проведения обществом послерейсового медицинского осмотра водителей автобусов, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что общество не выполняет лицензионные требования по организации проведения послерейсовых медицинских осмотров водителей, является правильным.
С учетом изложенного суды обоснованно указали на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.
Довод общества о несоразмерности назначенного наказания тяжести совершенного правонарушения в связи с тем, что из восьми выявленных управлением нарушений в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение только одно (непроведение послерейсового медицинского осмотра водителей), является несостоятельным, так как штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, с учетом всех обстоятельства дела. Возможность назначения наказания ниже низшего предела Кодексом не предусмотрена. Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса судами не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2008 г. N Ф09-8754/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника