Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9563/08-С1
Дело N А07-18909/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Шакировой Елены Анатольевны (далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2008 по делу N А07-18909/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От предпринимателя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его и его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан (далее - администрация г. Октябрьский, заинтересованное лицо) от 09.11.2007 N 1805 об отказе в согласовании паспорта маршрута и расписания движения.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация г. Туймазы и Туймазинского района Республики Башкортостан, а также Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ), Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон N 1550-1), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом вместимостью более 8 человек по маршруту "г. Октябрьский - г. Туймазы - г. Октябрьский", на основании лицензии N АСС-02-18103173.
Предприниматель 10.10.2007 обратился в администрацию г. Октябрьского с заявлением о согласовании паспорта маршрута и расписания движения по указанному маршруту на 2008 г.
Администрация г. Октябрьский письмом от 09.11.2007 N 1805 отказала в согласовании паспорта маршрута и расписания движения. В обосновании причин отказа заинтересованное лицо сослалось на нецелесообразность привлечения дополнительных перевозчиков по данному маршруту.
Полагая, что данный отказ является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемое решение администрации г. Октябрьский не противоречит действующему законодательству, регламентирующему порядок организации и осуществления деятельности по перевозке пассажиров, а также не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 6 Закона N 154-ФЗ организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений относится к вопросам местного значения.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статьей 72 Закона N 1550-1 предусмотрены полномочия городской администрации в области строительства, транспорта и связи. В силу п. 6 названной статьи городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
Из приведенных норм следует, что исполнительные органы местного самоуправления организовывают транспортное обслуживание населения в границах городского округа и для выполнения указанной задачи городские администрации наделены соответствующими полномочиями.
Районная администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты, графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории района.
Вместе с тем обязанность по разработке графиков (расписания) движения автобусов, а также по утверждению и составлению маршрута регулярных автобусных перевозок, паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков лежит на владельцах автобусов в силу п. 5.2.1, 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, п. 5.7.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27.
Судами на основании материалов дела установлено, что автобусный маршрут "г. Октябрьский - г. Туймазы - г. Октябрьский" проходит по территории городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и городского поселения г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
В связи с этим, как правильно указали суды, открытие данного автобусного маршрута пригородного сообщения возможно только после согласования паспорта автобусного маршрута, расписания движения автобусов, промежуточных и конечных остановочных пунктов на маршруте движения и так далее, с администрациями муниципальных образований, по территории которых такой маршрут проходит.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у администрации г. Октябрьский полномочий по утверждению паспорта и открытию маршрута "г. Октябрьский - г. Туймазы - г. Октябрьский".
Вместе с тем, судами установлено, что согласно письму заместителя председателя Госкомитета Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту Протасова Н.М. от 15.12.2004 N 16-08/18 регулярный пригородный маршрут "г. Туймазы - г. Октябрьский" (расстояние 25 км) пролегает на территории Туймазинского района и не выходит за его пределы, поэтому на него не распространяется действие постановления Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 N 207 и оформление документов на данный маршрут должно осуществляться администрацией Туймазинского района и г. Туймазы Республики Башкортостан.
На основании этой информации администрация Туймазинского района и г. Туймазы Республики Башкортостан 30.08.2006 провела конкурс по спорному маршруту с извещением администрации г. Октябрьский. При этом предприниматель от участия в конкурсе отказался.
Кроме того, администрацией Туймазинского района и г. Туймазы Республики Башкортостан проведена работа для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута "г. Туймазы - г. Октябрьский" по определению наличия потребности в перевозках пассажиров по этому маршруту. В связи с чем, государственным унитарным предприятием "Башавтотранс" изучен пассажиропоток на маршруте "г. Октябрьский - г. Туймазы", согласно данному им заключению от 16.01.2008 N 34 обслуживание маршрута 8 единицами автобусов марки Мерседес Бенц и 2 единицами автобусов марки ПАЗ в полном объеме обеспечивают перевозку пассажиров на данном маршруте.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу, что решение администрации г. Октябрьский о нецелесообразности дополнительного привлечения автотранспорта по маршруту "г. Октябрьский - г. Туймазы", содержащее отказ предпринимателю в согласовании паспорта маршрута и расписания движения по указанному маршруту на 2008 г., является обоснованным. При этом права и законные интересы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, в том числе и теми, на которые предприниматель ссылается в кассационной жалобе, не нарушены.
Доводы предпринимателя направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2008 по делу N А07-18909/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шакировой Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании этой информации администрация Туймазинского района и г. Туймазы Республики Башкортостан 30.08.2006 провела конкурс по спорному маршруту с извещением администрации г. Октябрьский. При этом предприниматель от участия в конкурсе отказался.
Кроме того, администрацией Туймазинского района и г. Туймазы Республики Башкортостан проведена работа для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута "г. Туймазы - г. Октябрьский" по определению наличия потребности в перевозках пассажиров по этому маршруту. В связи с чем, государственным унитарным предприятием "Башавтотранс" изучен пассажиропоток на маршруте "г. Октябрьский - г. Туймазы", согласно данному им заключению от 16.01.2008 N 34 обслуживание маршрута 8 единицами автобусов марки Мерседес Бенц и 2 единицами автобусов марки ПАЗ в полном объеме обеспечивают перевозку пассажиров на данном маршруте.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу, что решение администрации г. Октябрьский о нецелесообразности дополнительного привлечения автотранспорта по маршруту "г. Октябрьский - г. Туймазы", содержащее отказ предпринимателю в согласовании паспорта маршрута и расписания движения по указанному маршруту на 2008 г., является обоснованным. При этом права и законные интересы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, в том числе и теми, на которые предприниматель ссылается в кассационной жалобе, не нарушены."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9563/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника