Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 декабря 2008 г. N Ф09-9056/08-С5
Дело N А76-4256/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (далее - общество "УТСК") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2008 по делу N А76-4256/2008.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "УТСК" - Ваулина С.Л. (доверенность от 17.12.2007 N 70), Симонова Е.Г. (доверенность от 17.12.2007 N 78);
Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска - Боднар А.В. (доверенность от 13.08.2008 N 977/03);
Министерства социальных отношений Челябинской области - Мосейчук А.В. (доверенность от 01.11.2007 N 17-ю).
Общество "УТСК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 09.01.2008 N 04-145; просило принять п. 3.1 договора в редакции истца. Третьи лица - Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство финансов Российской Федерации, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2008 в удовлетворении иска отказано, п. 3.1 договора от 09.01.2008 N 04-145 принят в редакции ответчика: "возмещение сумм расходов поставщика, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (частный сектор) производится ежемесячно в соответствии с установленными постановлением губернатора области лимитами бюджетных обязательств на реализацию нормативно-правовых актов, выделяемыми из Федерального фонда компенсаций, исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен) на отопление и горячее водоснабжение без включения налога на добавленную стоимость".
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "УТСК" просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 40, 146, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 6, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы суда об обоснованности возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки без учета НДС противоречат требованиям действующего налогового законодательства. По мнению общества "УТСК", денежные средства, выделяемые из бюджета, связаны с оплатой услуг и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для отмены решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска (управление) направило обществу "УТСК" (поставщик) договора от 09.01.2008 N 04-145 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, льгот по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (частный сектор).
Договор регулирует отношения, возникающие по поводу предоставления поставщиком управлению отчетности о расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение гражданам, проживающим в частном секторе на территории Тракторозаводского района г. Челябинска, из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию, инвалидов, ветеранов, имеющих право на реализацию льгот, финансируемых из средств федерального бюджета, а также по поводу возмещения управлением поставщику расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанным категориям граждан по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (п. 1.1 договора).
Управление предложило принять 3.1 договора в следующей редакции: "возмещение сумм расходов поставщика, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (частный сектор) производится ежемесячно в соответствии с установленными постановлением губернатора области лимитами бюджетных обязательств на реализацию нормативно-правовых актов, выделяемыми из Федерального фонда компенсаций, исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен) за отопление и горячее водоснабжение без включения налога на добавленную стоимость".
Общество "УТСК" подписало договор с протоколом разногласий и полагает, что в п. 3.1 договора слова "исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен) на отопление и горячее водоснабжение без включения налога на добавленную стоимость" следует заменить на "исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен) на отопление и горячее водоснабжение".
Не достижение сторонами соглашения относительно редакции п. 3.1 договора послужило основанием для обращения общества "УТСК" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Из предъявленных требований общества "УТСК" и возражений ответчика усматривается, что разногласия сторон возникли относительно включения суммы НДС в состав расходов, подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета.
Разрешая преддоговорный спор и принимая п. 3.1 договора в редакции ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства, которые получит общество "УТСК" из бюджета являются субвенциями, предоставляемыми на покрытие фактически понесенных убытков, возникших в связи предоставлением услуг по ценам ниже, чем государственные регулируемые цены (тарифы), они не связаны с оплатой этих услуг и не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Выводы суда соответствуют действующему законодательству.
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения указано, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно абз. 2, 3 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, оснований для возмещения обществу "УТСК" сумм расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, с учетом сумм НДС, действующим законодательством не предусмотрено, поэтому в принятии спорного пункта в редакции истца отказано правомерно.
Доводы общества "УТСК" о том, что денежные средства из бюджета связаны с оплатой услуг и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, основаны на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2008 по делу N А76-4256/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 2, 3 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
...
Доводы общества "УТСК" о том, что денежные средства из бюджета связаны с оплатой услуг и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, основаны на ошибочном толковании норм налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2008 г. N Ф09-9056/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника