Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 декабря 2008 г. N Ф09-9628/08-С5
Дело N А71-3266/2008
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 апреля 2009 г. N 3431/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Сарапульский водоканал" (далее - муниципальное предприятие) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А71-3266/2008 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - общество "Удмуртская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному предприятию о взыскании 1087340 руб. 16 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 01.01.2007 N С1046.
Решением суда от 21.07.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 решение отменено, исковые требования удовлетворены. С муниципального предприятия в пользу общества "Удмуртская энергосбытовая компания" взыскано 1087340 руб. 16 коп. долга.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, муниципальное предприятие просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение апелляционным судом ст. 310, 424, п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что сторонами достигнуто соглашение об оплате электроэнергии по регулируемой цене, соглашение об оплате энергии по свободной цене не составлялось. Потребление электроэнергии ответчиком не превысило объем, установленный в приложении N 1 к договору, поэтому стоимость потребленной энергии должна быть рассчитана с учетом регулируемых цен (тарифов).
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежащим отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как следует из материалов дела, между обществом "Удмуртская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и муниципальным предприятием (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 N С1046 (в редакции протокола разногласий) сроком действия до 31.12.2007, по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательства осуществлять продажу электрической энергии и мощности потребителю в объемах, установленных в приложении N 1 к договору, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электроэнергии, а потребитель - принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги.
Согласно п. 5.1 договора расчеты за потребленную электрическую энергию и договорную мощность, а в случае превышения договорной мощности, за фактическую, производятся по цене (тарифу) и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленным в соответствии с положениями, действующими на момент оплаты, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
Ориентировочная цена договора на 2007 г. составляет 35229230 руб. с НДС. Цена настоящего договора может быть изменена в ходе исполнения договора, если вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новых тарифов. Стороны с момента введения ее (его) в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новые тарифы (п. 5.3 договора).
Во исполнение условий упомянутого договора в период с июня по декабрь 2007 г. гарантирующий поставщик поставил потребителю электроэнергию. Факт поставки электроэнергии в спорный период, объем фактического потребления электроэнергии ответчиком не оспариваются и подтверждены актами приема-передачи электрической энергии.
На оплату электроэнергии гарантирующим поставщиком выставлены счета-фактуры от 30.06.2007 N 47557, от 31.07.2007 N 57828, от 31.08.2007 N 66931, от 30.09.2007 N 73048, от 31.10.2007 N 84243, от 30.11.2007 N 90487, от 31.12.2007 N 101785, которые оплачены потребителем частично: потребитель отказался от оплаты поставленной электроэнергии по нерегулируемой цене и по согласованной мощности. Задолженность по расчету общества "Удмуртская энергосбытовая компания" составила 1087340 руб. 16 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения гарантирующего поставщика в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 1, 2 ст. 424, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что в п. 5.1 договора стороны предусмотрели осуществление расчетов за электрическую энергию (мощности) по регулируемым ценам (тарифам). В заключенном договоре сторонами не согласовано условие о применении свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию. Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков) не имеют силы федерального закона и не предоставляют гарантирующим поставщикам право на одностороннее изменение договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из системного толкования преамбулы, п. 5.1, 5.3 договора усматривается согласованное сторонами условие о применении свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию и предусмотрена возможность изменения цены договора в ходе его исполнения. Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что представленные истцом расчеты объема электрической энергии, поставленной ответчику по нерегулируемой цене и размер предъявленной к оплате нерегулируемой цены электрической энергии соответствуют п. 109 Правил функционирования розничных рынков и подтверждены материалами дела.
Вывод суда апелляционной инстанции о правомерности применения гарантирующим поставщиком свободных (нерегулируемых) цен при расчетах по договору от 01.01.2007 N С1046 не основан на законе.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п. ), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), установлено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. К свободным (нерегулируемым) ценам на электрическую энергию (мощность) относятся цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничных рынках.
Закрепление в п. 109-111 Правил функционирования розничных рынков механизма расчета нерегулируемых цен не свидетельствует об их императивном характере, поскольку регулирующие органы не устанавливают свободную (нерегулируемую) цену на электрическую энергию. Такая цена согласно пункту 3 Основ ценообразования определяется по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничном рынке. Пунктами 109-111 Правил N 530 регламентируется порядок определения предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках, которые рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
Следовательно, свободные цены (их размер или предельные уровни) не устанавливаются и не регулируются государственными органами.
Таким образом, из буквального толкования п. 5.1, 5.3 договора, предусматривающих порядок расчетов за энергию по тарифам или в соответствии с нормативно установленным порядком определения цены, не усматривается согласование сторонами условия о применении свободных цен на поставляемую обществом "Удмуртская энергосбытовая компания" электрическую энергию.
Из содержания счетов-фактур видно, что стоимость части электроэнергии рассчитана по тарифу, части - по нерегулируемым (свободным) ценам. Между тем в нарушение п. 107 Правил функционирования розничных рынков в договоре отсутствует соглашение сторон об объеме электроэнергии, подлежащей оплате по нерегулируемым (свободным) ценам.
Поскольку сторонами договора не согласовано условие о применении при расчетах за потребленную электрическую энергию и договорную мощность свободных (нерегулируемых) цен, изменения в договор относительно осуществления расчетов за электроэнергию и мощность с применением свободных цен сторонами не вносились, следовательно, при расчете платы за электроэнергию в спорный период общество "Удмуртская энергосбытовая компания" необоснованно применило свободные цены. Поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска является правильным.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит распределению по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А71-3266/2008 Арбитражного суда Удмуртской Республики отменить.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.07.2008 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" в пользу муниципального унитарного предприятия "Сарапульский водоканал" 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, уплаченных платежным поручением от 10.11.2008 N 2785.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закрепление в п. 109-111 Правил функционирования розничных рынков механизма расчета нерегулируемых цен не свидетельствует об их императивном характере, поскольку регулирующие органы не устанавливают свободную (нерегулируемую) цену на электрическую энергию. Такая цена согласно пункту 3 Основ ценообразования определяется по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничном рынке. Пунктами 109-111 Правил N 530 регламентируется порядок определения предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках, которые рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
...
Из содержания счетов-фактур видно, что стоимость части электроэнергии рассчитана по тарифу, части - по нерегулируемым (свободным) ценам. Между тем в нарушение п. 107 Правил функционирования розничных рынков в договоре отсутствует соглашение сторон об объеме электроэнергии, подлежащей оплате по нерегулируемым (свободным) ценам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2008 г. N Ф09-9628/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника