Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9896/08-С1
Дело N А47-3812/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 апреля 2009 г. N 4775/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2009 г. N 4775/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Оренбургской таможни (далее -таможня) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.08.2008 по делу N А47-3812/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "ЮНРК Маркетинг АГ" (далее - общество) - Музыка М.В. (доверенность от 24.12.2008, зарегистрирована в реестре за N 7-10585).
Представители таможни, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным решения таможни от 03.03.2008 N 21-39/3584 об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей, а также о возложении на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 07.08.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права. По мнению таможни, к спорным отношениям подлежит применению ст. 356 Таможенного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей не вследствие ошибки, а по иным причинам, и устанавливающая срок для подачи заявления о возврате таможенных платежей - 1 год со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных платежей. Поскольку заявление о зачете излишне уплаченных сумм подано обществом после истечения годичного срока, оснований для признания недействительным оспариваемого решения таможни у судов не имелось.
Общество в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица на территории Швейцарии. Общество имеет представительство на территории России, открытое и аккредитованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 47 по г. Москве, в банке России имеет расчетные счета.
В соответствии с внешнеторговым контрактом от 01.08.2006 N CR-ENRC-2006/02 обществом осуществлялось перемещение хромовой руды через таможенную границу Российской Федерации, которая была задекларирована, в том числе по грузовой таможенной декларации N 10416040/160107/0000045.
При оформлении таможенной декларации общество внесло авансовые платежи на счет таможни в сумме 4000000 руб. платежным поручением от 16.01.2007 N 35.
Общество, полагая, что, поскольку товар ввозился из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации в соответствии с п. 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета Глав Правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 (далее - Правила) и п. 6 Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" (далее - Приказ ГТК РФ N 1539), то ввозная пошлина уплачиваться не должна, обратилось в таможню с заявлением от 11.01.2008 N 11-01/04 о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих таможенных платежей.
Таможня письмом от 03.03.2008 N 21-39/3584 отказала обществу в возврате (зачете) уплаченных таможенных платежей, сославшись на истечение годичного срока, установленного ст. 356 Таможенного кодекса Российской Федерации, для подачи заявления о возврате уплаченных сумм таможенных платежей.
Считая действия таможни об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие у таможни законных оснований для отказа в зачете излишне уплаченных таможенных платежей. По мнению судов, обществом были излишне уплачены таможенные платежи, потому подлежат применению положения ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации в части сроков подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных платежей.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
Согласно п. 6 Приказа ГТК РФ N 1539 ввозные таможенные пошлины не применяются, в том числе, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров с таможенной территории Республики Казахстан, что соответствует положениям Соглашения о создании зоны свободной торговли, заключенного главами правительств государств-участников СНГ от 15.04.1994 (далее - Соглашение), участниками которого являются указанные страны.
По смыслу п. 9 Правил, применяемых в государствах-участниках Соглашения, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также эксплуатируется на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств-участников Соглашения и резидентом другого государства-участника Соглашения и ввозится с таможенной территории государства-участника Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
При этом под резидентами понимаются любые физические и юридические лица, предприятия и организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного пребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики. Исключением являются лица, которые подвергаются налогообложению только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.
Судами установлено, материалами дела подтверждается наличие у общества права на предоставление тарифных преференций в отношении товара, ввезенного на территорию Российской Федерации по спорной грузовой таможенной декларации.
Поскольку обществом при подаче грузовых таможенных деклараций право на предоставление ему преференций (льгот) не было заявлено, таможенные платежи уплачены в полном объеме, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом излишне уплачены таможенные платежи, и правильно применили к спорным правоотношениям положения ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества о признании решения таможни от 03.03.2008 N 21-39/3584 об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей недействительным.
Довод таможни о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ст. 356 Таможенного кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Иные доводы таможни по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.08.2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу N А47-3812/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу п. 9 Правил, применяемых в государствах-участниках Соглашения, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также эксплуатируется на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств-участников Соглашения и резидентом другого государства-участника Соглашения и ввозится с таможенной территории государства-участника Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
При этом под резидентами понимаются любые физические и юридические лица, предприятия и организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного пребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики. Исключением являются лица, которые подвергаются налогообложению только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.
Судами установлено, материалами дела подтверждается наличие у общества права на предоставление тарифных преференций в отношении товара, ввезенного на территорию Российской Федерации по спорной грузовой таможенной декларации.
Поскольку обществом при подаче грузовых таможенных деклараций право на предоставление ему преференций (льгот) не было заявлено, таможенные платежи уплачены в полном объеме, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом излишне уплачены таможенные платежи, и правильно применили к спорным правоотношениям положения ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.
...
Довод таможни о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ст. 356 Таможенного кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9896/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника