Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9957/08-С3
Дело N А71-8165/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 3161/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2009 г. N 3161/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики (далее - управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2008 по делу N А71-8165/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Макаревича Павла Евгеньевича (далее - предприниматель) штрафа в сумме 184 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2008 (резолютивная часть объявлена 23.09.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу предпринимателем не представлен.
Как видно из материалов дела, управлением по результатам камеральной налоговой проверки предпринимателя вынесено решение от 15.04.2008 о привлечении его к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) за непредставление в установленный законодательством срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2007 г. в виде взыскания штрафа в сумме 184 руб. 80 коп.
Направленное в его адрес требование от 15.04.2008 N 1600 об уплате штрафа в добровольном порядке предпринимателем не исполнено, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался ст. 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и признал существенным нарушением прав предпринимателя несоблюдение управлением порядка производства по делу о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе, физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предусмотрен.
Вместе с тем статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок осуществления налогового контроля, процедура рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности регламентированы главой 14 Кодекса, в частности - статьей 101.4, введенной в действие Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007.
В соответствии со ст. 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
По истечении указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения.
При этом акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Согласно п. 12 ст. 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично.
Установленные статьей 101.4 Кодекса требования распространяются и на органы Пенсионного фонда.
Судом установлено, что акт от 25.03.2008 N 1600 с извещением о назначении рассмотрения материалов проверки на 15.04.2008 получен предпринимателем 22.04.2008. Фактически решение по материалам проверки вынесено управлением 15.04.2008. При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что несоблюдение управлением требований к производству по делу о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования влечет за собой существенные нарушения прав предпринимателя на свою защиту.
Применение судом положений ст. 101 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2007, не привело к принятию неправильного решения.
Таим образом, суд правомерно отказал управлению в удовлетворении заявленных требований.
Довод управления об отсутствии его вины в неизвещении предпринимателя о дате рассмотрения материалов проверки судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данное обстоятельство не влияет на законность вынесенного решения.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2008 по делу N А71-8165/08 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По истечении указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения.
При этом акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Согласно п. 12 ст. 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично.
Установленные статьей 101.4 Кодекса требования распространяются и на органы Пенсионного фонда.
...
Применение судом положений ст. 101 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2007, не привело к принятию неправильного решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9957/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника