Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 декабря 2008 г. N Ф09-9869/08-С2
Дело N А47-2615/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу N А47-2615/08 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "БГС - Оренбург" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 20.12.2007 N 12-10/43383.
Обжалуя ненормативный правовой акт налогового органа, общество указало на то, что инспекцией, в нарушение п. 5 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), отказано в вычете налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного в бюджет, несмотря на соблюдение обществом порядка и условий применения вычета налога при расторжении договора на выполнение работ и возврата денежных средств покупателю.
Решением суда первой инстанции от 08.07.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что для применения налогового вычета в случае расторжения договора на выполнение работ и возврата денежных средств покупателю обществу необходимо получить от покупателя счет-фактуру и зарегистрировать его в книге покупок. Поскольку данное условие обществом не выполнено, суд пришел к выводу о том, что налоговый орган правомерно отказал в налоговом вычете.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 решение суда отменено, оспариваемое решение инспекции признано недействительным.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявление налогоплательщика, суд апелляционной инстанции исходил из того, что для применения налогового вычета в спорной ситуации налогоплательщиком соблюдены условия и порядок, установленные п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 Кодекса.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение налогоплательщиком порядка применения вычета, так как им не представлен счет-фактура от покупателя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и закону.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 г. обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость.
Обосновывая отказ в возмещении налога, налоговый орган сослался на то, что не имеет разумной деловой цели расторжение государственного контракта N 1 от 05.06.2006, по условиям которого общество в полном объеме выполнило работы, а заказчик - войсковая часть N 40265, принял работы и их оплатил, общество отразило в учете реализацию выполненных работ, уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость, затем по условиям соглашения о расторжении договора возвратило денежные средства заказчику, и в соответствии с п. 5 ст. 171 Кодекса заявило уплаченный налог к вычету. Кроме того, по мнению инспекции, общество не представило счет-фактуру от покупателя работ - войсковой части, тем самым не выполнило условие для вычета налога.
В соответствии с п. 5 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Пунктом 4 ст. 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога, указанных в п. 5 ст. 171 Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.
Абзацем 3 п. 13 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 914 (в редакции от 11.05.2006 N 283) (далее - Правила), установлено, что в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, счета - фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении указанных сумм, регистрируются ими в книге покупок после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с отказом от товаров (работ, услуг), имущественных прав, но не позднее одного года с момента отказа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что названные требования законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком выполнены, поэтому отказ в вычете сумм налога является незаконным.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу N А47-2615/08 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем 3 п. 13 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 914 (в редакции от 11.05.2006 N 283) (далее - Правила), установлено, что в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, счета - фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении указанных сумм, регистрируются ими в книге покупок после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с отказом от товаров (работ, услуг), имущественных прав, но не позднее одного года с момента отказа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что названные требования законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком выполнены, поэтому отказ в вычете сумм налога является незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2008 г. N Ф09-9869/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника