Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9943/08-С2
Дело N A60-23972/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2008 по делу N А60-23972/08.
Стороны и лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Богачева Н.Р. (доверенность от 27.11.2008 N 36);
индивидуального предпринимателя Семенова Сергея Борисовича (далее - предприниматель) - Красноборова О.А. (доверенность от 10.09.2008).
Представители привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме и г. Среднеуральске Свердловской области, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании налоговым органом заявлено ходатайство о приобщении к делу уточненных деклараций предпринимателя. В удовлетворении ходатайства отказано.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 25.07.2008 N 03-26/9338 об отказе произвести возврат излишне уплаченных в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) и обязании налогового органа произвести возврат страховых взносов в сумме 826 516 коп.
Решением суда первой инстанции от 13.10.2008 заявление удовлетворено полностью. Суд удовлетворил заявление, придя к выводу о наличии у налогового органа, как распорядителя бюджетных средств, поступающих в Пенсионный фонд, обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, у него отсутствуют основания для проведения возврата страховых взносов, поскольку страховые взносы не отвечают понятию налога, а орган, который должен производить возврат излишне уплаченных страховых взносов, не определен нормативно правовыми актами.
Проверив обоснованность доводов жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда являются налоговые органы. Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), п. 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону N 115-ФЗ (в редакции действовавшей в 2007 г.) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Аналогичными правомочиями налоговые органы обладают в силу п. 2 ст. 20 ст. 160.1 Бюджетного кодекса и приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг." и после 01.01.2008.
Таким образом, следует признать, что судом сделан правильный вывод о том, что полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы, а доводы инспекции отклонить.
Кроме того, не может быть принята во внимание и ссылка налогового органа на неприменение к данным правоотношениям положений ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку она противоречит ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в силу которой правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2008 по делу N А60-23972/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону N 115-ФЗ (в редакции действовавшей в 2007 г.) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Аналогичными правомочиями налоговые органы обладают в силу п. 2 ст. 20 ст. 160.1 Бюджетного кодекса и приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг." и после 01.01.2008."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9943/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника