Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 декабря 2008 г. N Ф09-9873/08-С2
Дело N А76-623/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.03.2008 по делу N А76-623/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Мартынова Г.Ю. (доверенность от 10.09.2008 N 05-20/38593); общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Уральская компания металлов" (далее - общество) - Хабина А.В. (доверенность от 21.01.2008).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 25.12.2007 N 45 и требования от 21.01.2008 N 71.
Решением суда от 21.03.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, поддерживая при этом довод о том, что налоговой проверкой установлен факт необоснованного применения обществом налоговой ставки 0% по услугам транспортировки товаров на территорию Республики Беларусь.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, указывая при этом, что поставка товаров в режиме экспорта на территорию Республики Беларусь, а также порядок осуществления хозяйственной деятельности соответствовали учетной политике предприятия, реальному отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а также действующему законодательству.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что основания для их отмены отсутствуют.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, по результатам которой составлен акт от 16.11.2007 N 25 и вынесено решение от 25.12.2007 N 45.
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в результате неправильного исчисления в виде штрафа в сумме 347 077 руб. 20 коп., обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 3 513 266 руб. и пени в сумме 71 046 руб. 02 коп.
Основанием для принятия указанного решения явился вывод инспекции о том, что, поскольку общество в счетах-фактурах, выставленных за товар, отгруженный на экспорт (Республика Беларусь), отдельной строкой выделяло сумму транспортного (железнодорожного) тарифа, а НДС исчислялся по ставке 0% с общей цены товара с включением тарифа, стоимость данных транспортных услуг подлежит обложению по ставке 18%.
Удовлетворяя требования общества, суды обеих инстанций исходили из того, что обществом подтверждено, что спорная сумма тарифа является составной частью цены. Кроме того, судом установлены соблюдение обществом требований, определенных ст. 164, 165 Кодекса и ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и подтверждение ставки 0% ко всей цене товара.
Данный вывод судов является правильным и обоснованным, соответствует материалам настоящего дела.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение НДС производится по ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в режиме экспорта.
Названный подпункт распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Из вышеназванных норм права следует, что при реализации услуг по транспортировке грузов перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0% (ст. 168, 169 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.
Судом в соответствии с требованиями, установленными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями ст. 164, 165 Кодекса и с учетом документов, представленных обществом в подтверждение цены товара на экспорт, установлено, что ставка 0% применена обществом правомерно и основания для выделения из состава цены затрат по оплате транспортных услуг у инспекции отсутствовали. Кроме того, судами установлена связь спорной суммы с поставкой товара на экспорт, факт которого инспекцией не оспаривался.
Факт того, что транспортные услуги были предъявлены обществу с НДС посредниками, не являющимися перевозчиками, не имеет для данного спора правового значения, поскольку вычеты НДС по указанным хозяйственным операциям инспекцией обществу подтверждены и это обстоятельство непосредственно связано с деятельностью другого налогоплательщика.
Ссылка инспекции на отсутствие таможенного контроля между Российской Федерацией и Республикой Беларусь судом обоснованно не принята во внимание, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует об изменении порядка налогообложения. Выводы судов и установленные фактические обстоятельства по делу переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.03.2008 по делу N А76-623/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Из вышеназванных норм права следует, что при реализации услуг по транспортировке грузов перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0% (ст. 168, 169 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.
Судом в соответствии с требованиями, установленными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями ст. 164, 165 Кодекса и с учетом документов, представленных обществом в подтверждение цены товара на экспорт, установлено, что ставка 0% применена обществом правомерно и основания для выделения из состава цены затрат по оплате транспортных услуг у инспекции отсутствовали. Кроме того, судами установлена связь спорной суммы с поставкой товара на экспорт, факт которого инспекцией не оспаривался."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2008 г. N Ф09-9873/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника