Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9876/08-С2
Дело N А47-9467/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2008 по делу N А47-9467/07.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - общество) - Чадов А.А.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 07.08.2007 N 3671.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2008 заявленное требование удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 170-172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), указывая при этом, что обществом неправомерно включена в налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) сумма 40868 руб. 37 коп. по выставленным поставщиками за товары (работы, услуги) счетам-фактурам, которые приняты к учету и оплачены обществом после вывоза товаров в режиме экспорта.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, суд кассационной инстанции полагает, что отсутствуют основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за период с февраля 2007 г. по 20.03.2007 вынесено решение от 07.08.2007 N 3671, в соответствии с которым обществу возмещен НДС в сумме 9819940 руб. и отказано в возмещении НДС в сумме 969227 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы инспекции о том, что обществом неправомерно предъявлен к вычету НДС по счетам-фактурам в отношении продукции, которая поступила позднее даты отгрузки нефти сырой на экспорт и не могла участвовать в процессе производства и реализации нефти сырой на экспорт в сумме 40868 руб. 37 коп. Кроме того, инспекцией отказано в возмещении НДС, уплаченного по ставке 18% за дополнительные услуги, непосредственно связанные с реализацией товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, а также указано на неправомерное включение суммы НДС по ставке 18% в состав налоговых вычетов в сумме 928 359 руб.
Полагая, что указанное решение инспекции в сумме 40868 руб. 37 коп. нарушает права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно сделал вывод о том, что обществом выполнены все установленные законодательством условия для предъявления к вычету НДС, а закрепленный в учетной политике общества способ определения размера вычетов по НДС не противоречит действующему законодательству.
В силу ст. 164 Кодекса при реализации товаров на экспорт обложение НДС по ставке 0% и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производится в порядке, установленном ст. 176 Кодекса, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, и соблюдения требований, определенных ст. 171, 172 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и принимаются к вычету в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет.
Пунктом 1 ст. 153 Кодекса установлено, что при применении налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
В силу п. 10 ст. 165 Кодекса порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом с учетом своей деятельности разработана методика ведения раздельного учета "входного" НДС, обеспечивающая правильность исчисления части уплаченного поставщикам налога, соответствующая стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве товаров на экспорт.
Таким образом, общество обоснованно в соответствии с требованиями, установленными ст. 170, 171, 172 Кодекса, исчислило сумму налога расчетным методом, исходя из процентного соотношения фактических материальных затрат на производство данного вида продукции и общепроизводственных затрат.
Кроме того, указанная методика раздельного учета НДС (по облагаемым и необлагаемым оборотам) обусловлена непрерывностью процесса производства.
Инспекцией не оспаривается факт экспорта нефтепродуктов, а сумма ущерба, причиненного бюджету, определена ею предположительно, поскольку она связывает дату отгрузки товара на экспорт только с моментом принятия обществом к учету товаров, реализуемых на экспорт, не связывая ее при этом с датой реальной отгрузки нефтепродуктов контрагентом общества.
Ссылка инспекции, в том числе и на дату оплаты нефтепродуктов в силу положений, установленных п. 1 ст. 172 Кодекса (в редакции Федерального Закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) после 01.01.2006 правового значения для применения вычетов НДС не имеет.
Между тем в силу ст. 65 и п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом решения, соответствия этого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Согласно ст. 88 Кодекса при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.
Инспекция этим правом не воспользовалась, доказательств в подтверждение своих доводов о фактической невозможности использования обществом при производстве реализованных на экспорт нефтепродуктов, оплаченных на основании спорных счетов-фактур, суду не представила, расчеты общества по применяемым налоговым вычетам не опровергла.
Следовательно, сам по себе закрепленный в учетной политике общества способ определения размера вычетов НДС не является неопровержимым доказательством наличия у общества методики раздельного учета, неизбежно приводящей к их завышению. Повторность заявления вычетов НДС инспекцией не установлена.
Оснований для переоценки выводов судов и установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2008 по делу N А47-9467/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом с учетом своей деятельности разработана методика ведения раздельного учета "входного" НДС, обеспечивающая правильность исчисления части уплаченного поставщикам налога, соответствующая стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве товаров на экспорт.
Таким образом, общество обоснованно в соответствии с требованиями, установленными ст. 170, 171, 172 Кодекса, исчислило сумму налога расчетным методом, исходя из процентного соотношения фактических материальных затрат на производство данного вида продукции и общепроизводственных затрат.
...
Ссылка инспекции, в том числе и на дату оплаты нефтепродуктов в силу положений, установленных п. 1 ст. 172 Кодекса (в редакции Федерального Закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) после 01.01.2006 правового значения для применения вычетов НДС не имеет.
...
Согласно ст. 88 Кодекса при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9876/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника