Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 января 2009 г. N Ф09-1357/08-С4
Дело N А71-6831/2008-Г10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин Удмуртской Республики) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.08.2008 по делу N А71-6831/2008-Г10 по иску жилищно-строительного кооператива "Электрон" (далее - кооператив) к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства администрации г. Ижевска, Минфину Удмуртской Республики, Удмуртской Республике в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, Удмуртской Республике в лице Минфина Удмуртской Республики, третье лицо - Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска, о взыскании убытков в сумме 89463 руб. 13 коп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о взыскании 89463 руб. 13 коп. в возмещение убытков, связанных с предоставлением гражданам (ветеранам труда) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2006 г. на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 N 155.
К участию в деле в качестве соответчиков по делу привлечены Управление по социальной защите населения администрации г. Ижевска и Минфин Удмуртской Республики, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска.
Решением суда от 22.11.2007 с казны Удмуртской Республики в лице Минфина Удмуртской Республики в пользу кооператива взыскано 89463 руб. 13 коп. в возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки "Ветеранам труда РФ". В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики и Управлению по социальной защите населения администрации г. Ижевска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2008 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал на необходимость установления, к расходным обязательствам какого публично-правового образования относятся расходы кооператива, установления главных распорядителей бюджетных средств и надлежащего ответчика по делу.
При новом рассмотрении Арбитражным судом Удмуртской Республики произведена замена Управления по социальной защите населения администрации г. Ижевска на его правопреемника - Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства администрации г. Ижевска. К участию в деле в качестве ответчика привлечена Удмуртская Республика в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, Удмуртская Республика в лице Минфина Удмуртской Республики.
Решением суда от 22.08.2008 с Удмуртской Республики в лице Минфина Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу кооператива взыскано 89463 руб. 13 коп. убытков. В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказано.
- В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин Удмуртской Республики просит указанное решение отменить, ссылаясь на обязательность указаний суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении (ч. 2 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в нарушение которых судом не исследован вопрос об объемах и достаточности средств, выделенных из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на компенсацию льгот ветеранам в 2006 г. Кроме того, судом неверно определен главный распорядитель средств бюджета Удмуртской Республики, каковым является Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (ст. 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 39 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год"). Минфин Удмуртской Республики не является надлежащим ответчиком по делу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между кооперативом и Управлением по социальной защите населения администрации г. Ижевска заключен договор от 15.05.2006 N 127-В, согласно условиям которого кооператив во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 N 155 обязался предоставлять в 2006 г. меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с установленными тарифами и нормами потребления ветеранам труда Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, обслуживание которых осуществляет кооператив.
Согласно п. 2.2.2 договора Управление соцзащиты администрации г. Ижевска обязано возмещать расходы, возникшие у кооператива с 01.01.2006 по 31.12.2006 от предоставления мер социальной поддержки, на сумму 46000 руб. за счет средств и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики и за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Являясь обслуживающей организацией, кооператив предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан, в частности льготы, предусмотренные ст. 15, 16, 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в виде 50-процентной оплаты коммунальных услуг.
Кооператив обязательства по договору исполнил в полном объеме. Согласно актов сверки взаимных расчетов по состоянию на 22.12.2006 он предоставил льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг на общую сумму 128539 руб. 15 коп., что также подтверждается актами сверки списков ветеранов труда Российской Федерации и счетами-квитанциями на оплату коммунальных услуг от физических лиц.
Управлением соцзащиты администрации г. Ижевска компенсированы расходы истца только за март, апрель и май 2006 г. в сумме 39076 руб. 02 коп.
Предъявленная кооперативом к оплате счет-фактура от 22.12.2006 N 87 на возмещение затрат по предоставленным льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг за период июнь - декабрь 2006 г. на общую сумму 89463 руб. 13 коп. не оплачена, что послужило поводом для обращения кооператива в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск в части взыскания убытков с Удмуртской Республики в лице Минфина Удмуртской Республики, суд исходил из того, что расходы на реализацию льгот относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и непредставления доказательств отсутствия вины Минфина Удмуртской Республики в причинении убытков кооперативу.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
В силу п. 2 ст. 10, ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Удмуртской Республики от 23.12.2004 N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" в качестве одной из мер социальной поддержки ветеранов труда предусмотрено предоставление скидки в размере 50% по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 N 155 финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда производится Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики за счет и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на эти цели, путем заключения договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Предоставление кооперативом 50-процентной скидки подтверждено имеющимися в материалах дела договором от 15.05.2006 N 127-В, актами сверки списков ветеранов, актами сверки взаимных расчетов, счетом-фактурой, счетом.
Судами установлено, что в 2006 г. выделенные из бюджета Удмуртской Республики Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (главному распорядителю средств бюджета в сфере социальной защиты населения Удмуртской Республики) средства полностью израсходованы им на предоставление мер социальной защиты ветеранов труда, кредиторская задолженность отсутствует. Следовательно, убытки причинены кооперативу в результате недостаточности выделенных на финансирование предоставленных льгот бюджетных средств, то есть в результате неправомерного поведения Минфина Удмуртской Республики.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Удмуртская Республика, установив Законом Удмуртской Республики от 23.12.2004 N 89-РЗ льготы в виде 50-процентной скидки на оплату ветеранам труда жилых помещений и коммунальных услуг с учетом отнесения федеральным законом финансирования этих льгот к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению этой льготы за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Таким образом, суд правомерно взыскал убытки с Удмуртской Республики в лице Минфина Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики.
Довод Минфина Удмуртской Республики о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку неисполнение субъектом Российской Федерацией обязанности по компенсации кооперативу затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа. При этом от имени субъекта Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти. Ответчиком по делу является публично-правовое образование - Удмуртская Республика, а не государственный орган.
Все обстоятельства дела судом исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.08.2008 по делу N А71-6831/2008-Г10 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удмуртская Республика, установив Законом Удмуртской Республики от 23.12.2004 N 89-РЗ льготы в виде 50-процентной скидки на оплату ветеранам труда жилых помещений и коммунальных услуг с учетом отнесения федеральным законом финансирования этих льгот к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению этой льготы за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
...
Довод Минфина Удмуртской Республики о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку неисполнение субъектом Российской Федерацией обязанности по компенсации кооперативу затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа. При этом от имени субъекта Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти. Ответчиком по делу является публично-правовое образование - Удмуртская Республика, а не государственный орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 января 2009 г. N Ф09-1357/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника