Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 января 2009 г. N Ф09-9986/08-С6
Дело N А60-14279/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2008 по делу N А60-14279/2008.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "МРСК Урала" - Ходалева Е.Д. (доверенность от 01.01.2009 N 9/2009);
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (далее - Управление Роснедвижимости по Свердловской области) - Заречанская О.Ф. (доверенность от 11.01.2009 N 1).
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения от 31.03.2008 N ФЗ1/08-15 Территориального отдела N 32 Управления Роснедвижимости по Свердловской области об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, а также об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения путем проведения государственного кадастрового учета внесения изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035 - и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, сформированные из земельного участка с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035 в соответствии с постановлением главы Шалинского городского округа от 13.02.2008 N 84 в количестве 10 вновь образованных земельных участков (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заинтересованные лица - Управление Роснедвижимости по Свердловской области, Территориальный отдел N 32 Управления Роснедвижимости по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "МРСК Урала" просит указанный судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, ссылаясь на нарушение судом п. 8 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 68, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, положений, установленных Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". По мнению заявителя кассационной жалобы, решение Территориального отдела N 32 Управления Роснедвижимости по Свердловской области об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений является незаконным по формально-юридическим признакам, поскольку вынесено с нарушением требований его оформления, предусмотренных ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того, заявитель полагает, что при принятии оспариваемого решения был нарушен порядок устранения замечаний в представленных на кадастровый учет документах.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роснедвижимости по Свердловской области просит оставить обжалуемое решение без изменения, считая доводы заявителя необоснованными.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, в соответствии с постановлением главы администрации Шалинского района от 02.10.1996 N 501 "О перерегистрации земель Западным электрическим сетям АО "Свердловэнерго" с учетом дополнений, внесенных постановлением главы муниципального образования "Шалинский район" от 26.05.1997 N 230, открытому акционерному обществу "Свердловэнерго" (далее - общество "Свердловэнерго"), правопреемником которого является общество "МРСК Урала", на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок общей площадью 7,7 га, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования N 399, выданным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Шалинского района.
В результате проведения процедуры постановки на кадастровый учет земельных участков, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 была проведена инвентаризация земель и из земельного участка площадью 7,7 га были сформированы и поставлены на кадастровый учет 4 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035 площадью 16300 кв.м.
Общество "Свердловэнерго" 06.08.2007 обратилось в администрацию Шалинского городского округа с заявлением об уточнении границ земельных участков и утверждении проектов границ земельных участков, ранее предоставленных обществу "Свердловэнерго" и занимаемых объектами недвижимого имущества общества.
Постановлением главы Шалинского городского округа 13.02.2008 N 84 были утверждены проекты границ вновь сформированных земельных участков, в том числе из земельного участка с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035, расположенного по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ.
Общество "Свердловэнерго" 18.03.2008 обратилось в Территориальный отдел N 32 Управления Роснедвижимости по Свердловской области с заявлением о кадастровом учете изменений объектов недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035 на основании постановления главы Шалинского городского округа 13.02.2008 N 84 "Об утверждении проектов границ и предоставлении в аренду земельных участков обществу "Свердловэнерго".
Решением Территориального отдела N 32 Управления Роснедвижимости по Свердловской области от 31.03.2008 в осуществлении кадастрового учета изменений отказано на основании ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", поскольку названным законом не предусмотрена возможность учета составных земельных участков.
Полагая, что данный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета не соответствует п. 8 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и нарушает право общества "МРСК Урала" (правопреемника общества "Свердловэнерго") на государственный кадастровый учет занимаемых обществом земельных участков, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Территориального отдела N 32 Управления Роснедвижимости по Свердловской области незаконным, а также об обязании заинтересованного лица провести государственный кадастровый учет изменений и поставить на государственный кадастровый учет 10 вновь образованных земельных участков, сформированных из земельного участка с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков установлены ст. 27 названного Федерального закона. В частности, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Как усматривается из материалов дела, обращаясь в Территориальный отдел N 32 Управления Роснедвижимости по Свердловской области, заявитель просил осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035, указав в качестве оснований на уточнение местоположения границ и площади данного земельного участка в соответствии с постановлением главы Шалинского городского округа от 13.02.2008 N 84 "Об утверждении проектов границ и предоставлении в аренду земельных участков обществу "Свердловэнерго".
Между тем согласно указанному постановлению было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества "Свердловэнерго" земельными участками, предоставленными обществу на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования N 399, в том числе земельным участком с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035. При этом из указанного земельного участка с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035 площадью 16300 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ, были вновь сформированы 10 земельных участков общей площадью 2543 кв.м и утверждены проекты границ данных земельных участков. Пунктом 6.1 постановления на общество "Свердловэнерго" возложена обязанность установить границы земельных участков на местности и провести их кадастровый учет в порядке, установленном действующим законодательством.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с постановлением главы Шалинского городского округа 13.02.2008 N 84 подлежат формированию и регистрации новые объекты кадастрового учета, образованные из земельного участка с кадастровым номером 66:31:00 00 000:0035.
Установив данные обстоятельства и учитывая, что в заявлении от 18.03.2008 общество "Свердловэнерго" просило осуществить государственный кадастровый учет изменений спорного объекта недвижимости, с заявлением о регистрации новых объектов кадастрового учета общество не обращалось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Территориального отдела N 32 Управления Роснедвижимости по Свердловской области от 31.03.2008 N Ф31/08-15 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости не противоречит требованиям действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица незаконным требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания обжалуемого решения незаконным, отсутствует, суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, нарушений судом первой инстанции п. 8 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 68, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, положений, предусмотренных Федеральным законом "О землеустройстве", судом кассационной инстанции не установлено.
Довод общества "МРСК Урала" о возможности государственного кадастрового учета единого землепользования в силу п. 60 Порядка ведения государственного кадастрового учета, а также положений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов по настоящему делу, учитывая содержание заявления о государственном кадастровом учете, отказ в осуществлении которого оспаривается обществом "МРСК Урала".
С учетом изложенного оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2008 по делу N А60-14279/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков установлены ст. 27 названного Федерального закона. В частности, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
...
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, нарушений судом первой инстанции п. 8 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 68, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, положений, предусмотренных Федеральным законом "О землеустройстве", судом кассационной инстанции не установлено.
Довод общества "МРСК Урала" о возможности государственного кадастрового учета единого землепользования в силу п. 60 Порядка ведения государственного кадастрового учета, а также положений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов по настоящему делу, учитывая содержание заявления о государственном кадастровом учете, отказ в осуществлении которого оспаривается обществом "МРСК Урала"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 января 2009 г. N Ф09-9986/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника