Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9861/08-С4
Дело N А60-10962/2008-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения -Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 (далее - Фонд) на решение Арбитражного суда свердловской области от 23.07.2008 по делу N А60-10962/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по тому же делу о взыскании расходов на санаторно-курортное обеспечение в размере 32571 руб.
В судебном заседании принял участие представитель Фонда Тихонова Е.В. (доверенность от 11.02.2008 N 83).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" (далее - учреждение "СОШ N 2") в возмещение ущерба 32571 руб.
Решением суда от 23.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Фонд просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9, 243 Налогового кодекса Российской Федерации), поскольку не зачтенные суммы расходов на обязательное социальное страхование являются не суммой недоимки, пени, штрафа, а реальным ущербом, заявленным Фондом ко взысканию на основании ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как путевки были выделены за счет средств бюджета Фонда, учреждение не понесло расходов, связанных с приобретением путевок.
Как видно из материалов дела, Фондом была проведена выездная проверка расходования учреждением "СОШ N 2" средств Фонда за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, по результатам которой был составлен акт от 07.12.2007 N 386 с/с (с дополнениями от 04.05.2008) о выявлении нарушений Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" и постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 215 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году", выразившихся в незаконном предоставлении учреждением "СОШ N 2" в 2006 году трех путевок общей стоимостью 32571 руб. работнику учреждения Истоминой А.А. на внуков, тогда как полная или частичная оплата путевки предусмотрена для детей сотрудников, в связи с чем 28.12.2007 Фондом учреждению "СОШ N 2" выставлено требование N 18 о возврате средств, полученных учреждением единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 43428 руб.
Согласно п. 2.3.2 акта от 07.12.2007 N 386 с/с и дополнению к указанному акту от 04.05.2008 сумма 32571 руб. к зачету Фондом не принята.
Неисполнение учреждением "СОШ N 2" требования о возврате названных средств явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на отсутствие к тому правовых оснований.
Данные выводы судов являются правильными, основанными на требованиях закона, соответствующими материалам дела.
Статьей 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", п. 2 положения "О фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о фонде), средства обязательного социального страхования, в том числе государственного социального страхования, являются федеральной собственностью, носят целевой характер и могут использоваться только на финансирование мероприятий, перечисленных в п. 8 Положения о фонде.
Расходы по государственному социальному страхованию страхователи производят в счет начисленных ими страховых взносов: только на цели, на которые они предназначены; с соблюдением установленных правил; и обязаны их подтвердить необходимыми документами.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для непринятия расходов по государственному социальному страхованию к зачету в счет начисленных взносов (п. 3 ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", п. 18 Положения о фонде, п. 7.10 Инструкции "О порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования" от 02.10.1996 - (далее - Инструкция). Не принятые к зачету суммы подлежат возмещению страхователем.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"
При неисполнении страхователем решения фонда о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой Фондом к зачету по страховым взносам.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании денежных средств в качестве убытков на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются правомерными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9, 243 Налогового кодекса Российской Федерации) не принимаются.
Из акта выездной проверки от 07.12.2007 N 386 с/с следует, что денежная сумма 32571 руб. к зачету не принимается (л.д. 15).
Поскольку по смыслу положений Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" к зачету могут приниматься расходы страхователя, данный акт противоречит доводам заявителя о том, что учреждение "СОШ N 2" не понесло расходы, связанные с приобретением путевок.
Доказательства того, что путевки были переданы учреждению "СОШ N 2" за счет средств Фонда, и у страхователя в связи с этим отсутствовали расходы, подлежащие зачету, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, доводы заявителя о том, что оспариваемая сумма является для него реальным ущербом, не подтверждены материалами дела.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2008 по делу N А60-10962/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для непринятия расходов по государственному социальному страхованию к зачету в счет начисленных взносов (п. 3 ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", п. 18 Положения о фонде, п. 7.10 Инструкции "О порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования" от 02.10.1996 - (далее - Инструкция). Не принятые к зачету суммы подлежат возмещению страхователем.
При неисполнении страхователем решения фонда о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой Фондом к зачету по страховым взносам.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании денежных средств в качестве убытков на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются правомерными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9, 243 Налогового кодекса Российской Федерации) не принимаются."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9861/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника