Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 января 2009 г. N Ф09-9715/08-С4
Дело N А50-2702/2008-Г-7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.08.2008 по делу N А50-2702/2008-Г-7 по иску общества с ограниченной ответственностью "Пермтрансгазстрой" (далее - общество "Пермтрансгазстрой") к государственному окружному учреждению "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" (далее - учреждение "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз"), Министерству финансов Пермского края, Министерству по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, Министерству градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, третье лицо -общество с ограниченной ответственностью "Ростэк.Управление подрядных работ" (далее - общество "Ростэк.Управление подрядных работ"), о взыскании 60366429 руб. 44 коп.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Общество "Пермтрансгазстрой" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к учреждению "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз", Министерству финансов Пермского края, администрации Коми-Пермяцкого округа, третье лицо - общество "Ростэк.Управление подрядных работ", в котором просит взыскать с учреждения "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" 60366429 руб. 44 коп., из них 54787663 руб. 14 коп. - задолженность по оплате выполненных работ по дополнительному соглашению от 01.2007 N 1 к государственному контракту от 30.03.2004 N 1, 5478766 руб. 30 коп. - неустойка за просрочку оплаты выполненных работ за период с 31.12.2007 по 29.02.2008, и обязать Министерство финансов Пермского края и администрацию Коми-Пермяцкого округа выделить учреждению "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" 60366429 руб. 44 коп. для погашения задолженности.
Определением суда от 22.05.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду переименования администрации Коми-Пермяцкого округа в Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края и увеличения периода просрочки истец уточнил исковые требования: просит взыскать с учреждения "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" 60366429 руб. 44 коп., из них 54787663 руб. 14 коп. - задолженность по оплате выполненных работ по дополнительному соглашению от 01.08.2007 N 1 к государственному контракту от 30.03.2004 N 1, 5 478 766 руб. 30 коп. - неустойка за просрочку оплаты выполненных работ за период с 29.02.2008 по 17.07.2008, и обязать Министерство финансов Пермского края, Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края выделить учреждению "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" 60366429 руб. 44 коп. для погашения задолженности.
Решением суда от 18.08.2008 исковые требования удовлетворены частично: с учреждения "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" в пользу общества "Пермтрансгазстрой" взыскано 54787663 руб. 14 коп. основного долга и 4492588 руб. 37 коп. пени, в удовлетворении остальной суммы пени отказано. В удовлетворении иска в отношении Министерства финансов Пермского края, Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство финансов Пермского края просит решение суда отменить в части взыскания 4492588 руб. 37 коп. пени, ссылаясь на нарушение судом в данной части норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно взыскал неустойку на основании п. 2.6, 13.1 государственного контракта от 30.03.2004 N 1, поскольку дополнительное соглашение от 01.08.2007 N 1, на основании которого взыскан основной долг в сумме 54787663 руб. 14 коп., следует рассматривать как самостоятельный договор, так как оно заключено сторонами после прекращения действия государственного контракта от 30.03.2004 N 1 в связи с исполнением сторонами принятых обязательств, дополнительным соглашением от 01.08.2007 N 1 не предусмотрено условие о взыскании неустойки за просрочку оплаты выполненных работ.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда первой инстанции проверяется арбитражным судом кассационной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, между учреждением "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" (заказчик), обществом "Пермтрансгазстрой" (генподрядчик), обществом "Ростэк.Управление подрядных работ" (партнер) заключен государственный контракт от 30.03.2004 N 1, по условиям которого генподрядчик принял на себя обязательство выполнить строительство магистрального газопровода-отвода и ГРС к г. Кудымкар Коми Пермяцкого автономного округа, магистрального газопровода-отвода "Очер-Кудымкар" ПК 0_00 - ПК 859_96, с давлением Ру 7,4 Мпа, Ду 500, протяженностью 86,082 км, а именно: общество "Пермтрансгазстрой" - ПК 0_00 - ПК 460_00, общество "Ростэк. Управление подрядных работ" - ПК 460_00 - ПК 859_96, проходящего по территории Карагайского района Пермской области, Юсьвинского и Кудымкарского районов Коми-Пермяцкого автономного округа.
Согласно п. 1.1 контракта генподрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и привлеченными силами и средствами работы по строительству объекта в соответствии с условиями контракта, заданием заказчика и проектной документацией, разработанной ДОАО "ГипроГАЗцентр" (ОАО "ГАЗПРОМ"), включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для полного сооружения объекта и нормальной его эксплуатации.
Генподрядчик обязуется полностью завершить строительство и сдать готовый объект заказчику и эксплуатирующим организациям в сроки, установленные графиком производства строительно-монтажных работ (приложение N 2) и графиком производства пуско-наладочных работ (приложение N 3).
Стоимость сооружаемого генподрядчиком объекта определяется контрактной ценой согласно приложению N 1 (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 7.10 контракта заказчик вправе вносить любые изменения в объем работ, которые, по его мнению, необходимы. Если такие изменения повлияют на стоимость или срок завершения строительства, генподрядчик приступает к их выполнению только после подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения к контракту.
Согласно п. 6.1, 2.6 контракта оплата результатов работ (этапов работ) производится на основании подписанных сторонами форм КС-2, КС-3, утвержденных Госкомстатом Российской Федерации, и выставленной в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации счетом-фактурой; заказчик оплачивает работы, предъявленные к оплате, в течение 60 дней с момента подписания актов выполненных работ.
Между заказчиком и генподрядчиком 01.08.2007 заключено дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту от 30.03.2004 N 1 в связи с увеличением объемов работ и уточнением условий государственного контракта. По условиям дополнительного соглашения генподрядчик обязуется выполнить дополнительные работы согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению, цена которых составляет 54 787 066 руб.
Общество "Пермтрансгазстрой" обратилось в арбитражный суд с иском, в котором просит взыскать с учреждения "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" 60366429 руб. 44 коп., в том числе 54787663 руб. 14 коп. задолженности по оплате выполненных работ по дополнительному соглашению от 01.08.2007 N 1 к государственному контракту от 30.03.2004 N 1 и 5478766 руб. 30 коп. пени за просрочку оплаты выполненных работ за период с 29.02.2008 по 17.07.2008, ссылаясь на то, что работы, предусмотренные дополнительным соглашением N 1, им выполнены в полном объеме, однако заказчиком обязательство по оплате выполненных работ не исполнено.
В подтверждение факта выполнения работ истцом в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ за декабрь 2007 г. формы КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 на общую сумму 54787663 руб. 14 коп., акт сверки по состоянию на 22.02.2008, подписанный директором учреждения "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз".
В силу п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Оценив представленные в материалы дела подписанные сторонами без замечаний акты о приемке выполненных работ за декабрь 2007 г. формы КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, акт сверки по состоянию на 22.02.2008, суд пришел к обоснованному выводу о том, что данные доказательства подтверждают факт выполнения работ на общую сумму 54787663 руб. 14 коп. и являются основанием возникновения у учреждения "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" обязательства по их оплате в силу ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В п. 13.1 контракта стороны определили, что за задержку расчетов за выполненные строительно-монтажные работы заказчик уплачивает генподрядчику пеню в размере 0,5% от стоимости неоплаченных работ за каждый день просрочки, но не более 10% стоимости неоплаченных работ.
При отсутствии в материалах дела доказательств оплаты выполненных работ, принимая во внимание условие п. 2.6 контракта о сроках оплаты работ, суд правомерно, на основании ст. 330, 740 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования о взыскании основного долга в сумме 54787663 руб. 14 коп. и пени в сумме 4492588 руб. 37 коп. за период с 29.02.2008 по 17.07.2008, рассчитанных исходя из суммы основного долга без учета НДС.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания неустойки ввиду того, что дополнительное соглашение от 01.08.2007 N 1 следует рассматривать как самостоятельный договор, которым не предусмотрено условие о взыскании неустойки за просрочку оплаты выполненных работ, поскольку данное дополнительное соглашение заключено сторонами после прекращения действия государственного контракта от 30.03.2004 N 1, не принимается.
Как видно из материалов дела, условиями п. 1.1, 2.2, 7.10 государственного контракта от 30.03.2004 N 1 предусмотрена возможность выполнения работ, определенно в нем не упомянутых, но необходимых для полного сооружения объекта и нормальной его эксплуатации, на основании заключенного сторонами дополнительного соглашения.
В соответствии с п. 3 дополнительного соглашения от 01.08.2007 N 1 оно составлено в дополнение к оформленному сторонами государственному контракту от 30.03.2004 N 1.
В п. 4 дополнительного соглашения от 01.08.2007 N 1 стороны установили, что во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, стороны руководствуются условиями государственного контракта от 30.03.2004 N 1.
Таким образом, дополнительное соглашение от 01.08.2007 N 1 заключено сторонами в соответствии с условиями государственного контракта от 30.03.2004 N 1 и является его частью, в связи с чем п. 13.1 государственного контракта о взыскании неустойки за просрочку оплаты выполненных работ применен судом первой инстанции правомерно.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что действие государственного контракта от 30.03.2004 N 1 прекращено ввиду исполнения сторонами обязательств, отклоняется как противоречащая материалам дела, в том числе условиям названного государственного контракта и дополнительного соглашения к нему от 01.08.2007 N 1, и не подтвержденная надлежащими доказательствами в порядке, установленном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.08.2008 по делу N А50-2702/2008-Г-7 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела подписанные сторонами без замечаний акты о приемке выполненных работ за декабрь 2007 г. формы КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, акт сверки по состоянию на 22.02.2008, суд пришел к обоснованному выводу о том, что данные доказательства подтверждают факт выполнения работ на общую сумму 54787663 руб. 14 коп. и являются основанием возникновения у учреждения "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз" обязательства по их оплате в силу ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
При отсутствии в материалах дела доказательств оплаты выполненных работ, принимая во внимание условие п. 2.6 контракта о сроках оплаты работ, суд правомерно, на основании ст. 330, 740 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования о взыскании основного долга в сумме 54787663 руб. 14 коп. и пени в сумме 4492588 руб. 37 коп. за период с 29.02.2008 по 17.07.2008, рассчитанных исходя из суммы основного долга без учета НДС."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 января 2009 г. N Ф09-9715/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника