Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 января 2009 г. N Ф09-10134/08-С4
Дело N А76-2616/2008-24-242
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2009 г. N Ф09-10134/08-С4
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 15239/08
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 15239/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2008 по делу N А76-2616/2008-24-242 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по тому же делу по иску администрации г. Челябинска к обществу с ограниченной ответственностью Специализированное предприятие ритуальных услуг "Память" (далее - общество СПРУ "Память"), третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Мемориал" (далее - предприятие "Мемориал"), Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска, о ликвидации.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Челябинска - Антонов Д.А. (доверенность от 22.09.2008 N 03-1335);
общества СПРУ "Память" - Петров п. К. (доверенность от 07.03.2008);
предприятия "Мемориал" - Нигматуллин P.P. (доверенность от 14.01.2009 N 7).
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично , путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация г. Челябинска обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском о ликвидации общества СПРУ "Память" на основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", ссылаясь на то, что ответчик осуществляет запрещенную законом деятельность.
Определениями суда от 11.03.2008, от 01.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприятие "Мемориал" и Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска.
Решением суда от 28.07.2008 в удовлетворении исковых требований отказано ввиду отсутствия у администрации г. Челябинска полномочий на обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации общества СПРУ "Память".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Челябинска просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку общество СПРУ "Память" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Главы г. Челябинска от 26.03.2001 N 333-п и перерегистрация общества Федеральной налоговой службой не производилась, единственным регистрирующим органом по отношению к обществу СПРУ "Память" является администрация г. Челябинска, которая правомочна заявлять требование о ликвидации названного общества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Мемориал" поддерживает доводы администрации г. Челябинска, ссылаясь на то, что администрация вправе предъявить иск о ликвидации общества СПРУ "Память" на основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку регистрация общества СПРУ "Память" произведена администрацией г. Челябинска до 01.07.2002, а Федеральная налоговая служба в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 является уполномоченным органом по регистрации юридических лиц лишь с 01.07.2002.
Обществом СПРУ "Память" представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения, ссылаясь на то, что доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общество не прошло перерегистрацию в Федеральной налоговой службе, противоречат свидетельству о постановке на учет общества в налоговом органе от 25.07.2005, и свидетельству от 22.06.2007 о регистрации изменений, внесенных в Устав общества; выводы судов об отсутствии у администрации г. Челябинска права на обращение в суд с иском о ликвидации общества в порядке п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации являются правильными, соответствуют действующим нормам гражданского законодательства; законность деятельности ответчика подтверждается совокупностью доказательств: постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2008 N Ф09-2924/08-С1, решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2008 по делу N А76-3714/08, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.08.2008 N Ф09-5611/08-С1.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество СПРУ "Память" создано по решению собрания учредителей, оформленных протоколом от 13.03.2001 N 4 и зарегистрировано постановлением Главы г. Челябинска от 26.03.2001 N 331-П. В соответствии с Уставом общества, с изменениями от 15.06.2007 N 6, зарегистрированными 22.06.2007 и внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц, единственным учредителем общества, начиная с даты его создания и на день рассмотрения спора, является общество с ограниченной ответственностью "Рик".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.02.2006 общество СПРУ "Память" является собственником комплекса ритуальных услуг как объекта недвижимости.
Полагая, что общество СПРУ "Память" осуществляет деятельность с нарушением ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", поскольку оно не вправе владеть крематорием и оказывать услуги по кремации тел (останков) человека, в связи с тем, что создано не органом местного самоуправления и не наделено последним статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, администрация г. Челябинска обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации общества СПРУ "Память" на основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что администрация г. Челябинска не является учредителем общества, а также регистрирующим органом, в связи с чем у нее в силу п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 8 ч. 3 ст. 1 Устава г. Челябинска отсутствуют полномочия на обращение в суд с настоящим иском.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Статья 1 Устава города Челябинска не устанавливает полномочия администрации города Челябинска
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 Кодекса, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ (с изменениями на 08.12.2003) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Согласно ст. 30 данного Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями на создание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности, решают вопросы их реорганизации и ликвидации.
В п. 8 ч. 3 ст. 1 Устава г. Челябинска определено, что администрация г. Челябинска создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения.
Установив, что администрация г. Челябинска учредителем общества СПРУ "Память" не является, общество создано не в форме муниципального предприятия (учреждения), суды пришли к обоснованному выводу о том, что у администрации г. Челябинска отсутствуют полномочия на обращения в суд с настоящим иском.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрация г. Челябинска по отношению к обществу СПРУ "Память" является регистрирующим органом и вправе подавать иск о его ликвидации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку общество не прошло перерегистрацию в налоговом органе, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что исходя из положений ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановлений Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319, от 30.09.2004 N 596 на момент подачи искового заявления уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба и, соответственно, администрация г. Челябинска в силу названных норм права не может быть признана регистрирующим органом. Имеющееся в материалах дела свидетельство Федеральной налоговой службы от 22.06.2007 серия 74 N 004574913 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества СПРУ "Память" опровергает ссылку заявителя кассационной жалобы об отсутствии регистрации общества в Едином государственном реестре юридических лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. следует читать как "N 506"
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2008 по делу N А76- 2616/2008-24-242 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрация г. Челябинска по отношению к обществу СПРУ "Память" является регистрирующим органом и вправе подавать иск о его ликвидации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку общество не прошло перерегистрацию в налоговом органе, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что исходя из положений ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановлений Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319, от 30.09.2004 N 596 на момент подачи искового заявления уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба и, соответственно, администрация г. Челябинска в силу названных норм права не может быть признана регистрирующим органом. Имеющееся в материалах дела свидетельство Федеральной налоговой службы от 22.06.2007 серия 74 N 004574913 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества СПРУ "Память" опровергает ссылку заявителя кассационной жалобы об отсутствии регистрации общества в Едином государственном реестре юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 г. N Ф09-10134/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника