Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 января 2009 г. N Ф09-2544/08-С3
Дело N А07-9526/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 по делу N А07-9526/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Башсантехмонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в списании задолженности по штрафам и пеням, реструктурируемой согласно решению от 18.04.2000 N 90 (в редакции уточненного решения от 05.02.2003 N 90-Ф-У) и дополнительному решению от 30.07.2001 N 2-Ф-Д (в редакции уточненного решения от 05.02.2003 N 2-Ф-Д-У), и обязании списать задолженность по штрафам и пеням, реструктурируемую по указанным решениям.
Решением суда от 24.10.2007, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2008, требования общества удовлетворены частично: признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе в списании задолженности по штрафам и пеням, реструктурируемой по решению от 18.04.2000 N 90 (в редакции уточненного решения от 05.02.2003 N 90-Ф-У). Инспекцию обязали списать задолженность по штрафам и пеням, реструктурируемую по указанному решению. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2008 указанные судебные акты отменены. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении дела в отмененной судом кассационной инстанции части Арбитражный суд Республики Башкортостан решением от 22.07.2008 (резолютивная часть от 15.07.2008) удовлетворил требования общества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно п. 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решение о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 (далее - Правила), согласно которому четырехлетний срок погашения реструктурируемой задолженности начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия решения о реструктуризации задолженности территориальным органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации. По мнению инспекции, названный срок следует исчислять с момента вынесения решения от 18.04.2000 N 90. Судами также не учтено, что дополнительные платежи по налогу на прибыль обществом уплачены только 30.09.2005, то есть за пределами четырехлетнего срока.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как следует из материалов дела, решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Башкортостан от 18.04.2000 N 90 дочернему обществу с ограниченной ответственностью "Уфимский завод сантехзаготовок" открытого акционерного общества "Башсантехмонтаж", правопреемником которого является общество, предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед республиканским бюджетом согласно постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 23.12.1999 N 389 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом" в сумме 9 517 000 руб. Уточненным решением инспекции от 05.02.2003 N 90-Ф-У внесены изменения в решение от 18.04.2000 N 90, обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам и сборам в сумме 5 095 000 руб., по федеральным пеням и штрафам в сумме 2 214 000 руб., по дополнительным платежам в сумме 657 000 руб.
Дополнительным решением инспекции от 30.07.2001 N 2-Ф-Д обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" по федеральным налогам и сборам в сумме 2 988 000 руб., по федеральным пеням и штрафам в сумме 4 776 000 руб. Уточненным решением инспекции от 05.02.2003 N 2-Ф-Д-У внесены изменения в решение от 30.01.2001 N 2-Ф-Д, обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам и сборам в сумме 2 988 000 руб., по федеральным пеням и штрафам в сумме 4 404 000 руб., по дополнительным платежам в сумме 372 000 руб.
Последовавший в ответ на заявление общества от 15.05.2007 N 450 отказ инспекции в списании реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам, изложенный в письме от 26.06.2007 N 0004-05/75513, мотивированный утратой обществом права на списание и принятым решением об отмене права на реструктуризацию задолженности, послужил основанием для обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из соблюдения обществом всех условий для списания указанной задолженности по пеням и штрафам, реструктурируемой по названному решению.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемой плательщиком к взысканию).
Приказом от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 Министерством Российской Федерации по налогам и сборам на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" утверждены Правила.
Согласно п. 2 Правил при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.
Вывод судов о том, что по дополнительному решению от 30.07.2001 N 2-Ф-Д четырехлетний срок для погашения реструктурируемой задолженности истекает 30.07.2005, является правильным.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество досрочно осуществляло погашение реструктурируемой задолженности по налогам в федеральный и местный бюджеты, а также своевременно уплачивало текущие налоговые платежи, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела графики погашения задолженности, расшифровки сумм задолженности и платежные поручения.
Поскольку обществом соблюдены условия, предусмотренные п. 2 Правил, у инспекции отсутствовали законные основания для уклонения от исполнения принятого ею обязательства по списанию задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Оснований для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод инспекции о том, что общество, несвоевременно внеся дополнительные платежи по налогу на прибыль, нарушило условия досрочного погашения задолженности и утратило право на реструктуризацию, подлежит отклонению, поскольку при досрочном погашении реструктурируемой задолженности по налогам и сборам, полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации производится полное списание долга по пеням и штрафам, в том числе и дополнительных платежей по налогу на прибыль.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 по делу N А07-9526/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемой плательщиком к взысканию).
Приказом от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 Министерством Российской Федерации по налогам и сборам на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" утверждены Правила.
Согласно п. 2 Правил при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.
...
Поскольку обществом соблюдены условия, предусмотренные п. 2 Правил, у инспекции отсутствовали законные основания для уклонения от исполнения принятого ею обязательства по списанию задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 января 2009 г. N Ф09-2544/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника