Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 января 2009 г. N Ф09-10237/08-С3
Дело N А47-2074/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.08.2008 по делу N А47-2074/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Харитонова Л.В. (далее - предприниматель) с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 12.11.2007 N 17-32/53760.
Решением суда от 12.08.2008 (резолютивная часть от 05.08.2008) с учетом определения от 10.11.2008 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 30 579 руб. 06 коп., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 12210 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 9315 руб. 70 коп., налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в сумме 205 861 руб., пени в сумме 53 804 руб. 18 коп., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафов в сумме 45 099 руб. 22 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 (резолютивная часть от 20.10.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм законодательства о налогах и сборах и применение норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации, которыми вопросы налогообложения не регулируются, а также на неполное исследование фактических обстоятельств по делу.
Отзыва на кассационную жалобу предпринимателем не представлено.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 составлен акт от 05.10.2007 N 17-32/484дсп и принято решение от 12.11.2007 N 17-32/53760 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафов в сумме 45 149 руб. 22 коп. , предпринимателю предложено уплатить недоимку по налогам (НДС, НДФЛ, ЕСН, УСН) в общей сумме 269 789 руб. 04 коп. , начислены пени в сумме 59 475 руб. 09 коп.
Полагая, что указанное решение инспекции нарушает права и законные интересы налогоплательщика, предприниматель обратился с заявлением в суд о признании его частично недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности решения инспекции в оспариваемой части.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных судами с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
По результатам проверки инспекцией сделан вывод о том, что НДС за II квартал 2005 года в сумме 16 768 руб. 24 коп. подлежит восстановлению, поскольку предпринимателем не велся раздельный учет операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения; в указанный период предприниматель наряду с общей системой налогообложения применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Применение названного специального налогового режима исключает предпринимателя из числа налогоплательщиков НДС с даты перехода на указанный режим налогообложения.
С 01.01.2006 п. 19 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ внесены изменения в ст. 170 Кодекса, определяющие порядок восстановления в налоговой отчетности сумм НДС, принятых налогоплательщиками названного налога к вычету, в частности, в случае их перехода с общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы.
При переходе налогоплательщика на УСН и ЕНВД в соответствии с гл. 26.2, 26.3 Кодекса суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на указанные специальные налоговые режимы.
Данные правила, ранее не предусмотренные Кодексом, подлежат применению начиная с налоговых периодов по НДС 2006 года, поскольку Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ введен в действие с 01.01.2006.
Суды пришли к правильному выводу о том, что действовавшее до 01.01.2006 законодательство о налогах и сборах не содержало норм, обязывающих восстанавливать суммы НДС при переходе на другую систему налогообложения, и обоснованно признали оспариваемое решение недействительным.
Судами установлено, что предпринимателем НДС в сумме 16 768 руб. 24 коп. заявлен к вычету во II квартале 2005 года с соблюдением положений, определенных п. 1, 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Кодекса.
Следовательно, основания для доначисления сумм налога, пеней, штрафа у инспекции отсутствовали.
В ходе проведения выездной налоговой проверки также установлено, что в период с 27.04.2005 по 31.12.2005 предприниматель, применяя УСН, выставил счета-фактуры в адрес арендатора - администрации г. Орска на сумму 90 539 руб. 13 коп., в том числе НДС в сумме 13 811 руб. 06 коп. , в связи с чем, по мнению инспекции, предприниматель обязан перечислить в бюджет указанную сумму НДС.
В соответствии с п. 3 ст. 346 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 346.11 указанного Кодекса
Согласно п. 5 ст. 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, исчисляется в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Судами сделан правильный вывод о том, что для целей исчисления и уплаты в бюджет НДС лицами, не являющимися налогоплательщиками, будет иметь значение факт передачи покупателю товаров (работ, услуг) счетов-фактур с выделенным в них НДС.
Судами установлено, что выставленные предпринимателем счета-фактуры с выделением в них спорной суммы НДС арендатору - администрации г. Орска были изъяты у последнего и заменены на новые, без указания налога. Изъятые счета-фактуры приобщены к материалам дела. Кроме того, администрация г. Орска не является плательщиком НДС, вычет по НДС не применяла, следовательно, ущерб бюджету не нанесен.
При таких обстоятельствах основания для доначисления НДС в сумме 13 811 руб. 06 коп. у инспекции отсутствовали.
Суды признали не нашедшим подтверждения довод инспекции об отсутствии у предпринимателя раздельного учета доходов и расходов.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм НДФЛ, ЕСН, УСН, соответствующих пеней, штрафов послужило исключение инспекцией из расходов предпринимателя сумм, израсходованных на содержание арендуемого у Корнеева А.В. объекта недвижимого имущества (охрана, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, очистка стоков), в связи с отсутствием их документального подтверждения. Счета-фактуры на перечисленные услуги выставлены на имя Корнеева А.В.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 221 Кодекса установлено, что при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 Кодекса, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав данных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой Кодекса "Налог на прибыль организаций".
В соответствии с п. 3 ст. 237 Кодекса для предпринимателей объектом налогообложения по ЕСН признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением доходов.
На основании ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении объекта налогообложения имеют право уменьшить полученные доходы на расходы, которые предусмотрены п. 1 данной статьи при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов, расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Судами установлено, что предприниматель и Корнеев А.В. согласно свидетельству о заключении брака от 29.04.2003 являлись супругами, между которыми 02.02.2005 заключен договор аренды нежилого помещения, находящегося по адресу: Оренбургская область, г. Орск, пр. Ленина, д. 90. Указанное помещение являлось общей собственностью супругов. Заключенный договор являлся безвозмездным, но возлагал на предпринимателя, являющегося арендатором, обязанность по оплате коммунальных услуг, косметическому и капитальному ремонту здания, обеспечению охраны помещения. Оплата по указанному договору предпринимателем производилась, что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями.
Проанализировав положения ст. 253, 256, 431, 432, 606, 654, 689 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 34, 35 Семейного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данный договор, не предусматривающий внесения арендной платы, является незаключенным, однако, поскольку стороны по указанному договору находятся между собой в супружеских отношениях и арендованный объект является их совместной собственностью, понесенные предпринимателем расходы на его содержание являются способом расчета с арендодателем, отвечают критериям, определенным п. 1 ст. 252 Кодекса, и обоснованно включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДФЛ, ЕСН, УСН. Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для доначисления предпринимателю сумм НДФЛ, ЕСН, УСН и вынесения решения в оспариваемой части.
Довод инспекции о том, что судами к налоговым правоотношениям неправомерно применены нормы гражданского и семейного права подлежит отклонению. Нормы иных отраслей права, регулирующие правоотношения, порождающие обязанность по уплате налогов, применены судами в силу п. 1 ст. 11 Кодекса во взаимосвязи с налоговым законодательством для обеспечения его определенности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 24-0).
Оснований для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.08.2008 по делу N А47-2074/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав положения ст. 253, 256, 431, 432, 606, 654, 689 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 34, 35 Семейного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данный договор, не предусматривающий внесения арендной платы, является незаключенным, однако, поскольку стороны по указанному договору находятся между собой в супружеских отношениях и арендованный объект является их совместной собственностью, понесенные предпринимателем расходы на его содержание являются способом расчета с арендодателем, отвечают критериям, определенным п. 1 ст. 252 Кодекса, и обоснованно включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДФЛ, ЕСН, УСН. Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для доначисления предпринимателю сумм НДФЛ, ЕСН, УСН и вынесения решения в оспариваемой части.
Довод инспекции о том, что судами к налоговым правоотношениям неправомерно применены нормы гражданского и семейного права подлежит отклонению. Нормы иных отраслей права, регулирующие правоотношения, порождающие обязанность по уплате налогов, применены судами в силу п. 1 ст. 11 Кодекса во взаимосвязи с налоговым законодательством для обеспечения его определенности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 24-0)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 г. N Ф09-10237/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника