Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 января 2009 г. N Ф09-10322/08-С1
Дело N А34-4455/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федерального службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.10.2008 по делу N А34-4455/08.
В судебном заседании приняли участие представители управления - Извеков СВ. (доверенность от 12.01.2009 N 14), Колесникова Ю.В. (доверенность от 11.01.2009).
Представители администрации Пьянковского сельсовета Белозерского района Курганской области (далее - администрация), участвующей в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенной надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 15.08.2008 N 0029/08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 27.10.2008 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Управление считает, что администрация является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.8 Кодекса, поскольку администрация наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до ее разграничения. Управление также полагает, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 445 управление наделено полномочиями на осуществление государственного земельного контроля в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, 13.08.2008 управлением на основании распоряжения от 11.08.2008 N 241/23 проведена проверка соблюдения администрацией требований Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), иных нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения в области земельного законодательства.
В ходе проверки управлением установлено нецелевое использование земли сельскохозяйственного назначения (пастбище) и качественное ухудшение ее состава, выразившееся в бесконтрольном вывозе бытовых отходов на указанные земли, о чем составлен акт от 13.08.2008 N 09-54.
Тем самым, по мнению управления, администрацией нарушены положения ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
По итогам проверки начальником отдела земельного контроля управления составлен протокол об административном правонарушении от 13.08.2008, на основании которого им вынесено постановление от 15.08.2008 N 0029/08 о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 Кодекса.
Оспаривая законность вынесенного постановления, администрация обратилась в Арбитражный суд Курганской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что администрация не является субъектом ответственности вмененного ей административного правонарушения, а также указал на вынесение оспариваемого постановления неуполномоченным органом. При этом суд пришел к выводу о том, что в действиях общества наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.8 Кодекса управлением не установлено.
Вывод суда о том, что событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.8 Кодекса, управлением не установлено, является ошибочным, поскольку материалами дела подтверждается нахождение бытовых отходов на спорном земельном участке (протокол от 13.08.2008 N 0029/08, постановление от 15.08.2008 N 0029/08).
В соответствии со ст. 8.8 Кодекса использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из указанного следует, что для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 Кодекса, административным органом должно быть установлено наличие у данного лица права использования земельного участка.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела в совокупности (постановление Президиума Белозерского районного совета народных депутатов от 14.11.1991 N П-93, решение Пьянковского сельсовета от 28.06.1991 N 6, справку Северного межрайонного отдела по Белозерскому району Управления Роснедвижимости по Курганской области от 13.08.2008 N 197) суд установил, что из представленных документов не следует, что администрация является собственником указанных земельных участков либо их иным правообладателем, поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения (пастбища) переданы ей в ведение и являются государственной собственностью, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрация не является субъектом ответственности вмененного ей правонарушения.
Кроме того, доказательств того, что администрация использовала указанный земельный участок для вывоза бытовых отходов, управлением в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, что свидетельствует об отсутствии в действиях администрации объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 Кодекса.
Частью 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле" утверждено Положение о государственном земельном контроле (далее - Положение).
Согласно п. 5 Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
В силу п. 3 Положения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформления на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; порядка переуступки права пользования землей; выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; порядка представления сведений о состоянии земель; исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и установления нарушений в области земельных отношений; выполнения- иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Из анализа указанных положений следует, что к компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов не относится контроль за соблюдением законодательства об использовании земель по целевому назначению.
Кроме того, в силу ст. 23.21 Кодекса органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. 8.8 Кодекса.
Часть 2 ст. 23.21 Кодекса содержит перечень должностных лиц, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 названной статьи, в частности: главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители; главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление от 15.08.2008 N 0029/08 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.8 Кодекса вынесено начальником отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Извековым СВ.
В силу ст. 22.2, 23.21 Кодекса, начальник отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области не является тем должностным лицом, которому предоставлены полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.8 Кодекса.
При таких обстоятельствах выводы суда о незаконности оспариваемого постановления является обоснованным.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 27.10.2008 по делу N А34-4455/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 2 ст. 23.21 Кодекса содержит перечень должностных лиц, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 названной статьи, в частности: главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители; главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление от 15.08.2008 N 0029/08 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.8 Кодекса вынесено начальником отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Извековым СВ.
В силу ст. 22.2, 23.21 Кодекса, начальник отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области не является тем должностным лицом, которому предоставлены полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.8 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 г. N Ф09-10322/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника