Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 января 2009 г. N Ф09-10050/08-С2
Дело N А60-1139/08
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 апреля 2009 г. N А60-1139/2008-СР
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2008 по делу N А60-1139/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Бессонова Л.О. (доверенность от 15.12.2008 N 50);
муниципального учреждения здравоохранения "Дегтярская городская больница" (далее - учреждение) Лабутина Е.В. (доверенность от 14.01.2009), Худякова Т.И. (доверенность от 14.01.2009), Толстогузова Н.Д. исполняющая обязанность главного врача (постановление главы городского округа г. Дегтярск от 05.12.2008 N 1337).
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием обязать учреждение восстановить на счет фонда денежные средства в сумме 2393959 руб., использованные не по назначению, или на счет обязательного медицинского страхования, открытый в учреждении.
Учреждение заявило встречное требование о признании недействительным предписания фонда от 01.08.2005 N 25-07/472.
Решением суда от 30.06.2008 в удовлетворении заявленных требований фонда отказано в связи с истечением срока исковой давности, производство по встречному заявлению прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, фонд просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права, а именно судами не применены законы, регулирующие правоотношения в системе обязательного медицинского страхования, а при вынесении решений руководствовались законами, не подлежащими применению. По мнению фонда, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам по делу, а также, считает фонд, суды необоснованно удовлетворили заявление учреждения о пропуске срока исковой давности. Указанные факты привели к вынесению оспариваемых решений, которые подлежат отмене.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что они подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 05.07.2005 фондом в период с 11.07.2005 по 27.07.2005 проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования учреждения за период с 01.01.2003 по 30.06.2005, по результатам которой составлен акт проверки от 28.07.2005. В указанном акте установлено, что учреждением в проверяемый период допускались неправомочные отнесения на затраты по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) обязательств по оплате труда подразделений, относящихся к бюджетной сфере, и нерациональное использование денежных средств ОМС в общей сумме 3442304 руб. 50 коп.
Фондом вынесено предписание об устранении нарушений использования средств ОМС от 01.08.2005 N 25-07/472, которым предложено в срок до 01.09.2005 восстановить путем перечисления на счета фонда денежные средства в сумме 3442304 руб. 50 коп.
Указанное предписание учреждение получило 10.08.2005.
Как было установлено при рассмотрении дела, на основании приказов фонда от 07.10.2005 N 229 и от 26.12.2006 N 387 из очередных платежей учреждения фонд удержал сумму 726507 руб. Впоследствии сумма нецелевого использования была уменьшена на 285838 руб.
Как видно из материалов дела, 27.01.2003 и 27.01.2004 заключены тарифные соглашения на оплату видов медицинской помощи и услуг, осуществляемых в рамках Территориальной программы ОМС населению Свердловской области на 2003, 2004 гг. Тарифное соглашение на 2004 год решением согласительной комиссии от 25.01.2005 пролонгировано до утверждения Тарифного соглашения на 2005 год.
Согласно данным тарифным соглашениям, при выявлении фондом ОМС фактов нецелевого использования медицинским учреждением средств ОМС (на виды расходов, не указанные в тарифном соглашении) медицинское учреждение обязано восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению. В случае нарушений условий тарифных соглашений фонд вправе удерживать из очередных платежей учреждения денежные средства в сумме, использованной не по назначению.
На основании указанных тарифных соглашений заключены договоры о выполнении Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, бесплатной медицинской помощью на 2003, 2004 гг., в силу которых учреждение обязуется обеспечить целевое и рациональное использование финансовых средств, полученных по договорам, при выявлении случаев нецелевого использования финансовых средств восстановить сумму, использованную не по целевому назначению.
Прекращая производство по заявлению медицинского учреждения о признании недействительным вышеуказанного предписания фонда, суд исходил того, что оспариваемое предписание не имеет властно - распорядительного характера и не нарушает права и интересы учреждения, поскольку правоотношения по целевому использованию средств фонда регулируются исключительно на договорной основе и реального изъятия средств в результате восстановления спорных средств не производится. Применяя к основному требованию срок исковой давности, суд исходил из годичного срока для проведения фондом проверки и того обстоятельства, что фонд мог определить наличие нарушения из содержания реестров и счетов.
Однако данные выводы суда являются неправильными.
Исходя из общего содержания нормативных актов, регулирующих сферу правоотношений в области социального медицинского страхования, эти правоотношения не являются только частными, а также и публичными, по своей сути являются смешанными; составляют межотраслевой правовой институт.
Из Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, п. 7 инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" следует, что предписание фонда обязательного медицинского страхования об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования направляется медицинскому учреждению по результатам осуществления контроля за рациональным использованием им финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования и затрагивает права и законные интересы медицинского учреждения, в частности, в сфере финансирования обязательного медицинского страхования.
В силу изложенного указанное предписание фонда, действующего в правоотношениях фактически в качестве юридического лица публичного права может быть оспорено медицинским учреждением в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что также следует из п. 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (с изменением от 20.11.2008 N 60).
Что касается правильности определения судом начала исчисления трехгодичного срока исковой давности, к требованию об обязании восстановить на счет заявителя денежные средства в сумме 2393959 руб., то поскольку судом расширительно истолкован п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", и не применен п 1 Инструкции от 17.12.1998 N 100 , специально регулирующий ограничительный срок для проведения фондом проверок финансовой деятельности медицинских учреждений, составляющий 2 года, то вывод о пропуске срока исковой давности является неправильным.
При данных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело -направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2008 по делу N А60-1139/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, п. 7 инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" следует, что предписание фонда обязательного медицинского страхования об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования направляется медицинскому учреждению по результатам осуществления контроля за рациональным использованием им финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования и затрагивает права и законные интересы медицинского учреждения, в частности, в сфере финансирования обязательного медицинского страхования.
В силу изложенного указанное предписание фонда, действующего в правоотношениях фактически в качестве юридического лица публичного права может быть оспорено медицинским учреждением в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что также следует из п. 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (с изменением от 20.11.2008 N 60).
Что касается правильности определения судом начала исчисления трехгодичного срока исковой давности, к требованию об обязании восстановить на счет заявителя денежные средства в сумме 2393959 руб., то поскольку судом расширительно истолкован п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", и не применен п 1 Инструкции от 17.12.1998 N 100 , специально регулирующий ограничительный срок для проведения фондом проверок финансовой деятельности медицинских учреждений, составляющий 2 года, то вывод о пропуске срока исковой давности является неправильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 г. N Ф09-10050/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника